Из неопубликованного наследия. О правоте «шестого доказательства Канта», или Кризис прагматических установок в образовании. Заметки о педагогическом самоопределении : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2022

Ключевые слова: social success, value-oriented guidelines in education, the crisis of individualism in education, I. Kant's practical philosophy, I. Kant's categorical imperative in pedagogy, «the thing in itself» in relation to pedagogy, социальная успешность, ценностно-целевые ориентиры в образовании, кризис индивидуализма в образовании, практическая философия И. Канта, категорический императив И. Канта в педагогике, «вещь в себе» применительно к педагогике

Аннотация: В статье рассматриваются основные целевые и ценностные ориентиры, фактически организующие современный образовательный процесс и связанные с категорией «успеха», по разному понимаемой. Автор, с одной стороны, показывает закономерность утверждения именно этой категории в качестве основного предмета и фактического результата образоватПоказать полностьюельного процесса в Новое и новейшее время, в том числе, в наши дни. С другой стороны, он демонстрирует, что именно ориентация на узко понимаемый «успех», сохраняясь на протяжении нескольких веков, приводит не только к кризису результативности системы образования, но и к социокультурному кризису в целом. Автор показывает, как ключевые принципы практической философии, а фактически прикладной этики И. Канта, могут стать продуктивной альтернативой «успеху» как основному ценностно-целевому компоненту образования, и какие изменения для этого должна претерпеть позиция педагога. Рассматривается категория «вещь в себе» как установка на самостоятельное конструирование учеником совместно с педагогом собственной системы ценностей и ориентиров. The article discusses the main target and value orientations that actually organize the modern educational process and are associated with the differently understood category of «success». The author, on the one hand, shows the regularity of the assertion of this category as the main subject and the actual result of the educational process in Modern and modern times, including today. On the other hand, he demonstrates that it is precisely the orientation towards narrowly understood «success» that, persisting for several centuries, leads not only to a crisis in the effectiveness of the education system, but also to a socio-cultural crisis in general. The author shows how the key principles of I. Kant's «practical philosophy», and in fact applied ethics, can become a productive alternative to «success» as the main value-target component of education, and what changes the position of the teacher should undergo for this. The category «thing-in-itself» is considered as an installation for the independent construction by the student together with the teacher of their own system of values and guidelines.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Красноярское образование: вектор развития

Выпуск журнала: 1

Номера страниц: 171-175

Место издания: Красноярск

Издатель: Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Персоны

Вхождение в базы данных