Методика оценки конкурентоспособности торговых предприятий : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2022

Идентификатор DOI: 10.46554/1993-0453-2022-7-213-19-32

Ключевые слова: competitiveness assessment, the system of competitiveness indicators, integrated assessment, the main business processes of a trading enterprise, оценка конкурентоспособности, система показателей конкурентоспособности, интегральная оценка, основные бизнес-процессы торгового предприятия

Аннотация: Проблема управления конкурентоспособностью торгового предприятия обретает особую актуальность в условиях диверсификации логистических цепочек поставки товаров, вызванных санкционными ограничениями, цифровой трансформацией бизнес-моделей и бизнес-процессов. В связи с этим встает необходимость совершенствования методических подходов Показать полностьюк оценке конкурентоспособности в торговле. В статье представлено авторское понимание оценки конкурентоспособности торгового предприятия на основе изучения теоретических и практических исследований в данной области. На основе маркетингового, процессного и интегрального подходов предложена методика оценки конкурентоспособности торгового предприятия, ядром которой является эффективность обеспечивающих (основных) бизнес-процессов в торговле. Сформирована и дополнена система показателей оценки конкурентоспособности торгового предприятия по группам ресурсов, результатов, с выделением цифровых показателей. В процессе исследования определены весовые значения интегральных оценок бизнес-процессов «закупка товаров», «комплектация и хранение товаров», «продажа товаров», «доставка, постпродажное обслуживание», на их основе предложен общий интегральный показатель конкурентоспособности основных бизнес-процессов торгового предприятия. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности торговых предприятий при оценке конкурентоспособности, сравнении с конкурентами, выработке стратегических и тактических решений, в том числе по совершенствованию, реинжинирингу, проектированию новых бизнес-процессов. The problem of managing competitiveness of a trading enterprise is becoming particularly relevant in the context of diversification of logistics supply chains for goods caused by sanction restrictions, digital transformation of business models and business processes. In this regard, there is a need to improve methodological approaches to assessing the competitiveness in the trade. The article presents the author's assessment of the competitiveness of a trading enterprise based on the study of theoretical and practical research in this field. Based on marketing, process and integral approaches, a methodology for assessing the competitiveness of a trading enterprise is proposed, the core of which is the effectiveness of the (main) business processes support in the trade. A system of indicators for assessing the competitiveness of a trading enterprise by groups of resources, results, with the allocation of digital indicators has been formed and supplemented. The weighting values of integral assessments of the business processes such as "purchase of goods", "packaging and storage of goods", "sale of goods", "delivery, after-sale service" were determined in the course of this research. Based on them, a general integral indicator of the competitiveness of the main business processes for a trading enterprise was proposed. The results of the study can be used in the activities of trading enterprises in assessing the competitiveness, comparing with competitors, developing strategic and tactical decisions, including improvement, reengineering, designing new business processes.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Вестник Самарского государственного экономического университета

Выпуск журнала: 7

Номера страниц: 19-32

ISSN журнала: 19930453

Место издания: Самара

Издатель: Самарский государственный экономический университет

Персоны

Вхождение в базы данных