ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2022

Ключевые слова: professional competence, motivational and value component of professional competence, professional orientation, higher education, pedagogical education, профессиональная компетентность, мотивационно-ценностный компонент профессиональной компетентности, профессиональная направленность, высшее образование, педагогическое образование

Аннотация: Сегодня все исследователи согласны с тем, что компетентность является сложным образованием и имеет многокомпонентную структуру. Однако в разных работах указывается различный компонентный состав компетентности. Большая часть исследователей выделяет мотивационный или мотивационно-ценностный компонент, как необходимую составляющую проПоказать полностьюфессиональной компетентности. В данной статье представлено исследование мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетентности бакалавров младших курсов педагогического направления подготовки. Обсуждая состав и уровни развития мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетентности педагога, в статье используются такие критерии, как отношение к профессии, осознание значимости профессии, увлеченность научной деятельностью, стремление к саморазвитию, интерес к изучаемой предметной области. На основе предложенной уровневой модели мотивационно-ценностного компонента в структуре профессиональной компетентности, была разработана анкета. Кроме того, использовалась методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной. Исследование показывает, что развитие данного компонента требует специфических мер. Предложен ряд мер, направленных на развитие профессиональной мотивации студентов и ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности. Включение студентов как можно раньше в профессиональную и квазипрофессиональную деятельность. Если нет возможности привлечь их к преподаванию или воспитанию, то существенным подспорьем могут стать имитационные игры. Желательно с первого же семестра привлекать студентов к научной деятельности. Это возможно в ходе проведения научного студенческого семинара, куда приглашаются первокурсники. Именно вовлеченность в общее дело и развитие профессиональной идентичности усиливают как мотивацию, так и переживание субъективного благополучия. Также можно использовать систему наставничества. В качестве наставников могут выступать студенты старших курсов, магистры, преподаватели. Формирование включающих в себя студентов разных курсов научных коллективов предоставляет возможность первокурсникам как наблюдать за исследовательской деятельностью, так и принимать посильное участие под патронажем более зрелых исследователей. Институт наставничества столетиями доказывает свою эффективность - он позволяет сформироваться ценностное отношению к профессиональной деятельности, добавляет ей эмоциональности и персонализации. Перечисленные меры не являются исчерпывающими. Могут быть организованы тренинги, выездные школы, волонтерское движение студентов, участие их в дискуссиях, круглых столах, конкурсах и олимпиадах, организация фокус-групп. Today, all researchers agree that competence is a complex entity and has a multicomponent structure. However, different works indicate different components of competence. Most researchers single out the motivational or motivational-value component as a necessary component of professional competence. This article presents a study of the motivational-value component of the professional competence of undergraduate bachelors in the pedagogical field of study. Discussing the composition and levels of development of the motivational-value component of a teacher's professional competence, the article uses such criteria as: attitude to the profession, awareness of the importance of the profession, dedication to scientific activity, desire for self-development, interest in the studied subject area. Based on the proposed level model of the motivational-value component in the structure of professional competence, a questionnaire was formed. In addition, the method of studying the motivation for learning at the university T.I. Ilyina. The study shows that the development of this component requires specific measures. A number of measures aimed at the development of students' professional motivation and value attitude to future professional activity are proposed. Inclusion of students as early as possible in professional and quasi-professional activities. If it is not possible to involve them in teaching or education, then simulation games can become a significant help. From the first semester to involve students in scientific activities. It is possible to hold a scientific student seminar, where to invite first-year students. It is involvement in a common cause and the development of professional identity that enhance both motivation and the experience of subjective well-being. Use a mentoring system. Students from senior courses, masters, teachers can act as mentors. The formation of research teams, including students from different courses, so that freshmen can both observe research activities and take part under the patronage of more mature researchers. The institute of mentoring has been proving its effectiveness for centuries - it allows the formation of a deeply personal attitude to activity, adds emotionality and personalization to it. The listed measures are not exhaustive. Perhaps training procedures, field schools, volunteer activities of students, participation in discussions, round tables, competitions and olympiads, organization of focus groups will show themselves well.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Проблемы современного педагогического образования

Выпуск журнала: 75-4

Номера страниц: 262-266

ISSN журнала: 23111305

Место издания: Ялта

Издатель: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского

Персоны

  • Седых Татьяна Владимировна (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет»)
  • Манушкина Маргарита Михайловна (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет»)
  • Остыловская Оксана Анатольевна (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет»)

Вхождение в базы данных