ЖАНР КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОЙ МОДЕЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2022

Идентификатор DOI: 10.31804/2542-1816-2022-6-2-96-105

Ключевые слова: genre, genre problem, genre studies, cultural philosophy, literary criticism, A.I. Solzhenitsyn, жанр, жанровая проблема, жанрология, культурфилософия, литературоведение, А.И. Солженицын

Аннотация: Гуманитарные науки находятся в перманентном поиске оптимальных и более эффективных (по сравнению с существующими) исследовательских методов и стратегий. Автором настоящей статьи в рамках философско-культурологического исследования творчества А.И. Солженицына разрабатывается культурфилософская модель литературного творчества, котораПоказать полностьюя может быть использована при исследовании литературного наследия различных авторов. К структурным элементам культурфилософской модели литературного творчества наряду с жанром относятся: концепты, главная культурфилософская идея, проходящая красной нитью через литературное творчество соответствующего автора, периодизация литературного творчества (статичные элементы), а также трансформация соответствующих гуманитарных исследований литературного творчества в культурфилософскую плоскость (динамичный элемент).Проблема жанра остается одной из самых значимых в современной литературоведческой науке, разрабатываются все новые пути ее разрешения. Обращение к сущности и особенностям жанра в культурфилософской плоскости обогащает не только гуманитарное знание в целом, но и обеспечивает приращение, собственно, культурфилософского знания.Жанры динамичны, многообразны, нацелены на целостное развитие духовной культуры. На основании этого, культурфилософский подход к жанровой проблеме оживляет жанровое многообразие, не «сковывает» исследовательские стратегии классификационными условностями и основаниями (жанрология в своих классических границах нередко затрудняется в определении жанра согласно имеющимся классификационным решениям), т.к. обозначенный подход стремится отразить неповторимые культурные стороны и базисы произведения, фундировать его особенности и культурные коды.Таким образом, не менее значимо понятие жанра в культурологической плоскости, чем в литературоведческой. В рамках философско-культурологического подхода жанр возвращается в исключительно родное пространство, поскольку генетически жанр зарождался и развивался в пространстве культуры и искусства, начиная с их самых примитивных форм. С позиций культурфилософии жанр - максимально универсальный феномен. Жанр - отражает не только время и его социокультурные особенности, но и содержание автора как личности и творца. The humanities are in a constant search for optimal and more effective (compared to existing) research methods and strategies. The author of this article, within the framework of the philosophical and cultural study of A.I. Solzhenitsyn, a cultural-philosophical model of literary creativity is being developed, which can be used in the study of the literary heritage of various authors. The structural elements of the cultural-philosophical model of literary creativity, along with the genre, include: concepts, the main cultural-philosophical idea that runs like a red thread through the literary work of the corresponding author, periodization of literary creativity (static elements), as well as the transformation of the corresponding humanitarian studies of literary creativity into the cultural-philosophical plane (dynamic element).The problem of the genre remains one of the most significant in modern literary science, and new ways of resolving it are being developed. Appeal to the essence and features of the genre in the cultural-philosophical plane enriches not only humanitarian knowledge in general, but also provides an increment, in fact, cultural-philosophical knowledge.The genres are dynamic, diverse, aimed at the integral development of spiritual culture. Based on this, the cultural-philosophical approach to the genre problem enlivens genre diversity, does not “fetter” research strategies with classification conventions and grounds (genreology in its classical boundaries often finds it difficult to determine the genre according to the existing classification solutions), because. the designated approach seeks to reflect the unique cultural aspects and bases of the work, to substantiate its features and cultural codes.Thus, the notion of a genre is no less significant in the culturological plane than in the literary criticism one. Within the framework of the philosophical and culturological approach, the genre returns to its exclusively native space, since genetically the genre originated and developed in the space of culture and art, starting from their most primitive forms. From the standpoint of cultural philosophy, the genre is the most universal phenomenon. Genre - reflects not only the time and its socio-cultural characteristics, but also the content of the author as a person and creator.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Сибирский антропологический журнал

Выпуск журнала: Т. 6, 2

Номера страниц: 96-105

ISSN журнала: 25421816

Место издания: Красноярск

Издатель: Красноярская региональная общественная организация "Содружество просветителей Красноярья"

Персоны

Вхождение в базы данных