НЕОЖИДАННАЯ ПАРНОСТЬ: «ГРАММАТИКА ЛЮБВИ» И «ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО». К ВОПРОСУ О ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ ВАРИАТИВНОСТИ ПРОЗЫ И.А. БУНИНА

Описание

Перевод названия: UNEXPECTED DUPLICITY: “GRAMMAR OF LOVE” AND “THE GENTLEMAN FROM SAN FRANCISCO”. ON THE PROBLEM OF NARRATIVE VARIABILITY IN BUNIN'S PROSE

Тип публикации: научное издание

Год издания: 2021

Идентификатор DOI: 10.22455/AB-978-5-9208-0675-8-26-43

Ключевые слова: Ivan Bunin, fabula, plot, genre, cycle formation in prose works, narratology, И.А. Бунин, "Грамматика любви", "Господин из Сан-Франциско", фабула, сюжет, жанр, циклообразование, нарратология, "Grammar of Love", "Gentleman from San Francisco"

Аннотация: Внимание в статье сосредоточено на модификации Буниным характерного феномена классической поэтики XIX в. - иерархической парности созданных одним автором произведений. Новый принцип межтекстового взаимодействия, продиктованный присущим XX столетию альтернативистским взглядом на мир, позволил писателю формировать пары своих произведПоказать полностьюений иначе: конструктивное фабульное и жанровое родство замаскировано принципиально разными «обстановочными» мотивами и риторикой, дифференцирующими произведения, каковые тем не менее на глубинном уровне смыслообразования сохраняют свое исходное единство. В ходе сравнения «Грамматики любви» и «Господина из Сан-Франциско» автором статьи выделены четыре принципиально идентичных фабульных звена, а также россыпь похожих второстепенных мотивов и персонажей: начало путешествия и конкретизация его цели: поиск наслаждений; попадание протагониста в «ложное» место; поиск и успешное нахождение места «нужного»; преображение посреди «библиотечного» локуса. Причем безысходная смерть героя в одном случае и воскресение к новой жизни - в другом оказываются частными разновидностями парадигматически единой ситуации. Делается вывод о предложенных Буниным двух альтернативных путях преображения человека. The paper is focused on Bunin's attempts to modify the hierarchical duplicity of literary pieces written by the given author - a phenomenon intrinsic to the 19th century Russian classics. The new principle of intertext correlation introduced by Bunin seems to be stipulated by non- or postclassic alternativistic views promoted mostly by modernism. Having appropriated this new artistic experience Bunin begins to place and associate his stories, considering their connection with each other, in a different, more complex and non-hierarchical way. The constructive kinship of fabula and genre of the narratives now becomes overshadowed by narrator's rhetoric and motifs of mundane life which in case of the two stories selected for the analysis in the present paper look oppositely, whereas on the deeper level of sense-production both stories reveal their poetic proximity. In the course of the analysis the author points out four principally identical fabula links as well as a set of similar secondary motifs and personages: the beginning of the journey and its validation as a search for delights; the initial false attempt - protagonists' penetration into a “wrong” place; quest and successful discovery of a “right” one; heroes' transformation within a locus associated with library, reading and books. The latter episode containing the juxtaposition - desperate death in the second story vs. revival to a new life in the first one - presents two versions of a basic situation that exists as a paradigmatically whole entity. The author draws a conclusion that Bunin offers his reader two alternate ways of solving a problem of human transformation.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: И.А. БУНИН И ЕГО ВРЕМЯ: КОНТЕКСТЫ СУДЬБЫ - ИСТОРИЯ ТВОРЧЕСТВА

Номера страниц: 26-43

Место издания: Москва

Издатель: Институт мировой литературы им. A.M. Горького Российской академии наук

Персоны

Вхождение в базы данных