Конфликтная некомпентентность как фактор деструктивного поведения подростков : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2021

Идентификатор DOI: 10.24412/1999-6241-2021-2-164-169

Ключевые слова: destructive behaviour, conflict, conflict competence, conflict incompetence, conflictological culture, juveniles, деструктивное поведение, конфликт, конфликтная компетентность, конфликтная некомпетентность, конфликтологическая культура, подростки

Аннотация: Введение. Низкий уровень конфликтной компетентности, агрессивность и нерегулируемость деструктивных проявлений в общении и взаимодействии подростков с другими людьми мотивировали рассматривать их как фактор деструктивного поведения, которое может быть обусловлено возрастными и личностными особенностями, а также условиями семейного Показать полностьювоспитания. В связи с этим изучение одного из важных факторов деструктивного поведения - конфликтной некомпетентности - представляется достаточно актуальным. Материалы и методы. Применялись методики определения склонности к деструктивному поведению Э. В. Леус, конфликтологической культуры личности О. И. Щербакова, ведущего типа реагирования в конфликтной ситуации М. М. Кашапова, диагностика коммуникативного контроля М. М. Шнайдера. В опросе приняли участие 68 подростков восьмых-девятых классов Омской гимназии № 159. Результаты и обсуждение. Представлено влияние конфликтной некомпетентности на формирование деструктивного поведения подростков. Внимание акцентировано на выявлении психологической природы деструктивного поведения и его диагностики. Подчеркивается, что дефицитарное состояние конфликтной компетентности может привести подростка к различным негативным проявлениям: расстройству психики, возрастанию уровня тревожности, отсутствию желания взаимодействовать с окружающими. Выделяются три уровня коммуникативной компетентности подростков: высокий (наличие знаний, позволяющих позитивно взаимодействовать с другими и предупреждать возникновение конфликта), средний (дефицит знаний, мешающий адекватно оценить конфликтную ситуацию и конструктивно ее разрешить), низкий (отсутствие знаний, направленных на прогнозирование назревающего конфликта, понимание причин его возникновения, перевод его в конструктивное русло). Приводятся данные эмпирического исследования конфликтной некомпетентности подростков. Выводы. Подростки, склонные к деструктивному поведению, отличаются низким уровнем конфликтной компетентности: отсутствием знаний о поведении в конфликте, слабым коммуникативным контролем, эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью, что мешает конструктивному разрешению конфликта. Introduction. The low level of conflict competence, aggressiveness and irregularity of destructive manifestations in communication and interaction of juveniles with other people motivated the author to consider them as a factor of destructive behavior, which may be determined by age and personal characteristics, as well as the conditions of family education. In this regard, the study of one of the important factors of destructive behavior - conflict incompetence - is quite relevant. Materials and Methods. The author employed the method of defining the propensity to destructive behaviour - sociopathy - developed by E. V. Leus, O. I. Shcherbakov method of conflictological culture of a person, M. M. Kashapov method of the leading type of response in a conflict situation, M. M. Shneider diagnostics of communicative control. The survey included 68 juveniles of the 8-9th classes of Omsk gymnasium No. 159. Results and Discussion. The paper contains some information about the influence of conflict incompetence on formation of juvenile destructive behaviour. The focus is made on revealing psychological nature of destructive behaviour and its diagnostics. Lack of conflict competence can cause various negative manifestations in juveniles: mental disorder, increased level of anxiety, unwillingness to interact with others. The author specifies three levels of juvenile communicative competence: high (having knowledge which let positively interact with others and prevent conflicts), medium (deficit of knowledge which interferes with adequate assessment of a conflict situation and its constructive solution), low (lack of knowledge aimed at forecasting of the imminent conflict, understanding its causes, transforming it into constructive area). The paper comprises the data of the empirical study of juvenile conflict incompetence. Conclusions. Juveniles prone to destructive behaviour have a low level of conflict competence: lack of knowledge about behaviour in a conflict, weak communicative control, emotional instability, aggressiveness, which hinders constructive solution of a conflict.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Психопедагогика в правоохранительных органах

Выпуск журнала: Т. 26, 2

Номера страниц: 164-169

ISSN журнала: 19996241

Место издания: Омск

Издатель: Омская академия МВД РФ

Персоны

  • Антилогова Лариса Николаевна (Омский государственный педагогический университет)
  • Евтихов Олег Владимирович (Сибирский юридический институт МВД России)

Вхождение в базы данных