ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА В ОБЛАСТИ ОБЩЕНИЯ С АУТИЧНЫМИ СТУДЕНТАМИ : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2020

Идентификатор DOI: 10.25146/2221-1160-2020-4-1-47-57

Ключевые слова: communicative competence, higher education, autism, Asperger's Syndrome, professional development, коммуникативная компетентность, высшее образование, аутизм, синдром Аспергера, повышение квалификации

Аннотация: Постановка проблемы. Увеличение численности лиц с расстройствами аутистического спектра как в России, так и во всем мире, в том числе с синдромом Аспергера и высоко функциональным аутизмом, ставит проблему доступности высшего образования для таких студентов. Их возможность обучаться в наибольшей степени зависит от коммуникативной кПоказать полностьюомпетентности преподавателей вузов. Цель статьи. Исследование направлено на разработку программы повышения коммуникативной компетентности преподавателей вуза в области общения с аутичными студентами на основе зарубежных рекомендаций и обобщения российского опыта подобных программ. Методология (материалы и методы). Приемы педагогической коммуникации с аутичными студентами вырабатываются на основе рекомендаций Сетевой организации по самозащите прав аутистов (США), деятельностного подхода к развитию коммуникативной компетентности преподавателей вуза, требований ориентированности на практику и рефлексию для подобных программ, гуманистической направленности. Результаты исследования. Предлагаемая программа способна повышать не только коммуникативную компетентность преподавателей в процессе общения с аутистами, но и уверенность в собственном профессионализме, стимулировать стремление к профессиональному росту, улучшать качество образовательной среды в вузе. Problem and goal. The increase in the number of people with autism spectrum disorders both in Russia and around the world, including those with Asperger's syndrome and highly functional autism, poses a problem of higher education accessibility for such students. Their ability to study depends most on the communicative competence of university teachers. The goal of research. The research aims at developing a program to improve the university teacher communicative competence in the field of interaction with autistic students based on foreign recommendations and generalization of the Russian experience. Methodology (materials and methods). Methods of pedagogical communication with autistic students are developed using recommendations of the Autistic Self Advocacy Network (ASAN), an active approach to the development of university teacher communicative competence, requirements of focusing on practice and reflection for such programs, and a humanistic orientation. Results. The proposed program of teacher professional development can improve not only their communicative competence in the process of interaction with autistic people, but also confidence in their own professionalism, stimulate the desire for professional growth and increase the quality of the educational environment at the university.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Аутизм и другие нарушения в развитии: современные исследования и разработки

Выпуск журнала: 1

Номера страниц: 47-57

Место издания: Красноярск

Издатель: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Персоны

  • Черенёва Елена Александровна (Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева)
  • Демченко Ольга Сергеевна (Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева)

Вхождение в базы данных