Образовательный потенциал исследовательских экспедиций для художественного творчества на материале экспедиций красноярских художников первой трети XX века : научное издание

Описание

Перевод названия: Educational potential of research expeditions for artistic creation based on expeditions of krasnoyarsk artists of the first third of the 20th century

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2019

Ключевые слова: кспедиции художников, образовательная практика, художественное образование, сибирские художники, образовательная сила искусства, красноярский край, север, сибирь, Д. И. Каратанов, А. П. Лекаренко, art expedition, educational practice, art education, Siberian artists, educational power of art, Krasnoyarsk, north, siberia, D. I. Karatanov, A. P. Lekarenko

Аннотация: Исследование посвящено проблеме изучения образовательного потенциала экспедиций для художественного творчества, в частности, посредством рассмотрения экспедиций красноярских художников первой трети XX века в контексте общемировой экспедиционной практики. Цель статьи: изучить процесс становления образовательной практики экспедиций сПоказать полностьюучастием художников. Основное внимание уделяется деятельности Д. И. Каратанова и А. П. Лекаренко, чьи профессиональные интересы включали участие в этнографических экспедициях начала XX века с целью сбора натурного материала и знакомства с культурой коренных народов Севера и Сибири. Исследование представляет краткий обзор известных экспедиций с участием художников разных стран и комплексный обзор экспедиционных практик сибирских художников на основе изучения архивных материалов красноярских музеев и художественных произведений из фондов Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова. Анализ художественного творчества мастеров базируется на методологических принципах современной теории изобразительного искусства В. И. Жуковского и Н. П. Копцевой. Итоги исследования позволяют сделать вывод о масштабном образовательном потенциале исследовательских экспедиций для художественной деятельности. Образовательный вектор произведений, созданных художниками в рамках экспедиций, сочетает визуальную фиксацию исследуемых явлений и идейное своеобразие художественных образов. Кроме того, экспедиции ведут к новому этапу развития творческого метода художника. В исследовании рассмотрен процесс установления образовательной практики вовлечения красноярских художников в исследовательские экспедиции в первой трети XX века как целенаправленной деятельности по профессиональному развитию. Обзор существующих прецедентов позволяет вписать рассмотренную образовательную практику в общемировой контекст. Приведенная образовательная практика может быть транслирована как успешный опыт в других регионах и странах для повышения качества художественного образования.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Северные архивы и экспедиции

Выпуск журнала: Т. 3, 4

Номера страниц: 47-59

ISSN журнала: 25421158

Место издания: Красноярск

Издатель: Общество с ограниченной ответственностью МЦПК г. Красноярск

Авторы

  • Кистова Анастасия Викторовна (Сибирский федеральный университет)
  • Рябов Юрий Владимирович (Сибирский федеральный университет)
  • Булак Ксения Андреевна (Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова)
  • Робачевская Нина Николаевна (Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова)
  • Тамаровская Анастасия Николаевна (Сибирский федеральный университет)

Вхождение в базы данных