НОВЫЕ КОНТЕКСТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАКТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ : научное издание

Описание

Перевод названия: NEW CONTEXTS AND PERSPECTIVES OF THE PRACTICES OF ADDITIONAL EDUCATION IN MATHEMATICS

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2017

Идентификатор DOI: 10.15372/PHE20170215

Ключевые слова: математика, математическое образование, дополнительное образование, математические способности, открытое образование, mathematics, mathematical education, additional education, mathematical abilities, open education

Аннотация: Статья посвящена анализу и проработке современных проблем математического дополнительного образования, а также исследованию дальнейших путей развития представленной области образования. Авторы рассматривают уже сложившуюся систему математического образования и прослеживают влияние традиций советской эпохи на актуальную картину даннПоказать полностьюого образования. Примечательно то, что в статье математика рассматривается не только как дисциплина и предмет преподавания, но и как образовательная практика, которая может быть представлена в разных ипостасях. Критическому анализу подвергаются сложившиеся формы практик математического дополнительного образования, выделены их эффективные стороны и дефициты. Рассматриваются такие формы, как кружки любителей математики, предметные математические олимпиады, специализированные физико-математические школы и т. д. Отдельное внимание уделяется летним школам. Делается акцент на практике отбора и поддержки математически одаренных школьников как оказывающей ключевое влияние на построение системы математического образования как в XX в., так и в настоящее время. Помимо анализа оснований сложившихся подходов и целей математического образования исследуются современные контексты и вытекающие из них приоритеты математического образования. Анализируется перспективность для математического образования таких форматов, как игры и симуляторы (в том числе компьютерные игры), сериалы (как форма популяризации специфического знания) и др. Авторы выдвигают гипотезу о том, в рамках каких векторов должно произойти расширение математического дополнительного образования. В работе делается попытка ответить на следующие вопросы: какие новые форматы должны появиться в сфере математического образования; с какими популярными медийными трендами данная сфера могла бы синтезироваться; в каких современных практических обстоятельствах может быть применена специфика математического знания? В частности, рассматриваются перспективные форматы интенсивных школ, элективных курсов, клубов и их типовое разнообразие. This article is devoted to the analysis and study of modern problems of additional mathematical education, and also to the research of further ways of developing of this field of education. The authors consider the already existing system of mathematical education and trace influence of the traditions of the Soviet era on the current picture of this kind of education. It is noteworthy that in the article mathematics is regarded not only as a discipline and subject of teaching, but also as an educational practice that can be represented in different forms. The existing forms of additional mathematical education are exposed to the critical analysis, their effective components and deficits are distinguished. Such forms as clubs for mathematics lovers, the subject-specific mathematical olympiads (competitions), specialized physical and mathematical schools, etc. are considered. Special attention is paid to summer schools. The focus is on the practice of selection and support of mathematically gifted students as having a key influence on the construction of mathematical education in the XX century as well as now. Besides the analysis of the bases of the existing approaches and purposes of mathematical education, modern contexts and priorities of mathematical education following from them are studied. Prospects for mathematical education of such formats as games and simulators (including computer games), TV series (as a form of promoting some specific knowledge), etc. are analyzed. The authors set forth a hypothesis concerning the vectors within which an expansion of mathematical additional education should occur. The paper attempts to answer the following question: what kinds of new formats should appear in the field of mathematics education; with what popular media trends this sphere could be synthesized; in what modern public practical circumstances the specificity of mathematical knowledge can be applied. In particular, the formats of intensive schools, elective courses, clubs and the variety of their types are considered as perspective and promising.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Философия образования

Выпуск журнала: 2

Номера страниц: 119-129

ISSN журнала: 18110916

Место издания: Новосибирск

Издатель: Федеральное государственное унитарное предприятие Издательство Сибирского отделения Российской академии наук

Персоны

  • Попов Александр Анатольевич (Московский городской педагогический университет)
  • Ермаков Семён Вячеславович (Сибирский федеральный университет)
  • Аверков Михаил Сергеевич (КР МОО «Сибирский дом»)
  • Глухов Павел Павлович (Московский городской педагогический университет)

Вхождение в базы данных