ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИНЖЕНЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА : научное издание

Описание

Перевод названия: CREATIVE POTENTIAL OF THE PERSONALITY IN THE CONTEXT OF ENGINEERING CREATIVITY

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2018

Ключевые слова: creative potential of the person, Key Words: Education, engineering creativity, potentially creative, actively search, competence-creative, innovative-creative, образование, инженерное творчество, активно-поисковый, творческий потенциал личности, потенциально-творческий, компетентностно-творческий, инновационно-креативный

Аннотация: При достаточно большом массиве психолого-педагогических трудов о творчестве, механизм развития данного феномена остается малоизученным, проблемными остаются отдельные аспекты развития профессионально-творческой личности в процессе подготовки в техническом вузе. При очевидной актуальности развития инженерного творчества студентов, пПоказать полностьюрактически отсутствуют методологический и технологический базис привнесения инженерного творчества в процесс подготовки будущих инженеров. Целью данной статьи является рассмотрение феномена «творческий потенциал студента», теоретическое обоснование целесообразности организации педагогической деятельности в направлении его развития и представление практического опыта развития данной личностной характеристики в образовательном процессе технического вуза. Проведен анализ дефиниции «креативность» что позволило перейти к рассмотрению понятия «творческий потенциал личности» как главного идентификатора творческой деятельности, выявлению его сущности. Представлена трактовка понятия «творческий потенциал студента», расширяющая область знания педагогической науки. Выделены уровни творческого потенциала личности, как главного идентификатора инженерного творчества: потенциально-творческий, активно-творческий, созидательно-творческий. Экспериментальная работа основывалась на использовании проблемно-познавательных заданий по физике, составленных в соответствии с содержанием трех уровней проявления творческого потенциала. Для обработки полученных данных производились количественный и качественный анализ. Обоснована и доказана необходимость использования проблемных заданий для овладения студентами новым видом деятельности (инженерным творчеством). Приводятся результаты эксперимента по установлению уровней творческого потенциала студентов, проведенного с помощью проблемно-познавательных заданий различной сложности. Результаты исследования могут быть использованы при введении творческой составляющей в процесс преподавания дисциплин, осваиваемых студентами технического вуза. Although there is a large amount of psychological and pedagogical works on creativity the mechanism of the development of this phenomenon remains poorly understood, individual aspects of the development of the professional and creative personality in the process of studying in a technical university is still problematic. With the obvious urgency of the development of students' engineering creativity there is practically no methodological and technological basis for bringing engineering creativity into the process of teaching future engineers. The purpose of this article is to examine the phenomenon of the “student''s creative potential," the theoretical justification of the practicability of organizing pedagogical activity in the direction of its development, and the presentation of practical experience in the development of this personal characteristic in the educational process of a technical college. Semantic analysis of the definition of "creativity" was carried out, which allowed us to consider the concept of the "creative potential of the individual" as the main identifier of creative activity and to reveal its essence. Experimental work was based on the use of problematic tasks which were compiled on four levels of creative potential and the implementation of professionally oriented tasks in creative practices. Quantitative and qualitative analysis was performed to process the obtained data. The interpretation of the concept "student''s creative potential" is presented expanding the field of pedagogical science. The levels of the creative potential of the individual as the main identifier of engineering creativity are singled out: potential creative, active search, competence creative and innovative creative. The necessity of using problem tasks for mastering students of a new activity (engineering creativity) is substantiated and proven. The results of the experiment on establishing the levels of creative potential of students are presented what was conducted with the help of cognitive tasks of varying complexity. The results of the research can be used in introducing the creative component in the teaching of disciplines studied by students of a technical college.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Современные проблемы науки и образования

Выпуск журнала: 4

Номера страниц: 90-90

ISSN журнала: 20707428

Место издания: Пенза

Издатель: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский Дом "Академия Естествознания"

Персоны

Вхождение в базы данных