7 шагов к публикации

Основными критериями оценки качества и результативности исследований являются международное признание, публикационная и конференционная активность сотрудников и коллективов университетов. С каждым годом развитие карьеры современного ученого все больше зависит от числа опубликованных им научных статей.

При подготовке статьи к публикации в англоязычных изданиях необходимо решить ряд задач. В первую очередь нужно определить будет ли информация, изложенная в статье, актуальна для мировой науки. Составить текст таким образом, чтобы он был понятен как можно более широкой аудитории ученых. И, наконец, привести статью в соответствие с формальными критериями в выбранной области и определенном журнале.

Предлагаем вашему вниманию информацию, которая может оказаться полезной при публикации вашей новой статьи.

1
Поиск литературы

Чтение актуальных научных статей опытных авторов в выбранной области позволит дать оценку собственному исследованию, найти нужные формулировки, термины, устойчивые выражения и ключевые слова в рамках направления исследований по специальности. Поиск литературы можно разделить на два этапа: поиск высокоцитируемых статей и поиск полных текстов документов.

Показать советы

  • Прежде чем приступить к поиску научной информации рекомендуется составить список ключевых слов и устойчивых выражений, которые используются в вашем исследовании.
  • Рекомендуется проанализировать не менее 50 наиболее цитируемых и свежих статей.
  • Лучше ограничивать результаты поиска статей десятилетним периодом для естественнонаучных и технических направлений и пятилетним — для гуманитарных и социальных наук. Если вы ищете книги — поиск лучше не ограничивать временными рамками.

2
Написание текста статьи

Навыки, необходимые в процессе исследования и при написании научной статьи, во многом совпадают: в первую очередь, это способность к планированию и самоорганизации, внимание к мельчайшим деталям. Необходимо придерживаться определенной структуры текста, использовать формулировки и словосочетания, употребляемые в выбранной области, корректно оформлять ссылки на работы других авторов.

Показать советы

  • Избегайте сложных предложений и формулировок. Пишите, ориентируясь на как можно более широкую аудиторию и регулярно проверяйте текст в системе «Антиплагиат».
  • Используйте библиографические менеджеры для оформления ссылок.

Структура научной статьи и советы по написанию

1. Заголовок

Сделайте название простым и наиболее полно отражающим содержание статьи, в то же время оно должно быть доступным для понимания. Постарайтесь быть лаконичным.

2. Аннотация

Сделайте аннотацию краткой. Не нужно «утрамбовывать» туда как можно больше деталей. Ваша задача — привлечь читателя первым утверждением.

3. Введение

При написании введения подумайте, что является самым важным в вашем исследовании, и объясните, по какой причине. Расскажите об истории и предпосылках вашего исследования и сосредоточьте внимание на самых важных вопросах и проблемах.

4. Результаты и обсуждение

  • Сделайте эту часть лаконичной, но информативной.
  • Обращайте внимание на самые важные части, а не мелкие детали.
  • Помните, что обсуждение неожиданных результатов не менее важно, чем обсуждение ожидаемых итогов.

5. Список литературы

  • Убедитесь, что ваш список литературы актуален, добавьте в него современные публикации.
  • Используйте программы для управления ссылками и источниками.

Общие рекомендации

  • Заранее запланируйте время для написания статьи.
  • Используйте время, в которое вам думается лучше всего.
  • Используйте в основном свои собственные слова.
  • Всегда указывайте источник, если факт или идея вам не принадлежит.
  • Прочитайте статью несколько раз перед тем, как отправить в журнал.
  • Дайте прочитать работу другим людям, получите их отзывы.
  • И не стесняйтесь обращаться к библиотекарям: они владеют знаниями о лучших современных ресурсах и всегда будут рады вам помочь.

3
Визуализация и презентация данных

Издательства и журналы с высоким рейтингом предъявляют высокие требования к визуальному контенту, дополняющему практически любую научную работу. Это фотографии, схемы, инфографика, диаграммы, визуальные заметки.

Грамотно представленное изображение конкретизирует, усиливает содержание, наглядно комментирует текст или придает ему определенный смысловой оттенок. Качественная и понятная форма подачи материала способствует увеличению импакта статьи. В разделе приведены инструменты и пособия, которые помогут вам визуализировать информацию наилучшим образом.

4
Выбор журнала

Выбор журнала — один из ключевых этапов публикации статьи. Важно найти журнал, который максимально соответствует тематике и уровню вашего исследования. В процессе выбора обратите внимание на приоритетные направления публикаций журнала, сферу научных интересов его редакторов, наличие регистрации в качестве средства массовой информации, периодичность выхода, авторитетность/рейтинг журнала, сроки публикации. Также стоит проверить журнал на соответствие принципам научной этики.

В этом разделе приведены основные наукометрические показатели, характеризующие журнал, инструменты для поиска журналов, индексируемых в базах данных Scopus и Web of Science, перечень сомнительных журналов.

Наукометрические показатели журналов

  • IF (impact-factor) — численный показатель важности научного журнала. Расчёт импакт-фактора основан на трёхлетнем периоде. При расчете учитывается количество публикаций и количество ссылок на публикации.
  • SJR (SCImagoJournalRanking) — показатель журнала, в котором учитываются не только общее количество цитирований, но и взвешенные показатели цитирований по годам и качественные показатели, такие как авторитетность ссылок.
  • Q (quartile) — показатели, отражающие уровень востребованности журнала научным сообществом. В результате ранжирования каждый журнал попадает в один из четырёх квартилей: от Q1 (самого высокого) до Q4 (самого низкого). Как определить квартиль журнала?

Показать советы

  • Если сфера ваших научных интересов совпадает с научными интересами редактора журнала, рекомендуется сделать ссылку на одну из работ.
  • Опубликовать статью можно в журналах, которые предпочитают члены вашего научного сообщества.
  • При выборе журнала отдавайте предпочтение изданиям, имеющим как минимум пятилетнюю историю.

5
Перевод и публикация

Перед публикацией статьи в журнале нужно убедиться в том, что она соответствует ряду формальных требований. Проверьте размер, качество и количество изображений в тексте, наличие внешней рецензии (одной или нескольких), корректность перевода работы на английский язык. Как правило, на сайте журнала или издательства можно найти информацию о требованиях к подаваемому тексту.

Регламент СФУ подготовки статей к публикации в высокорейтинговых иностранных научных изданиях

6
Продвижение статьи

После выхода журнала с вашей статьей работа над публикацией не заканчивается. Существует ряд мер, которые можно предпринять для повышения заметности вашего исследования в научном сообществе.

Когда вы приняли решение о начале написания научной статьи, посвященной вашему исследованию, рекомендуется разместить основную идею, краткую аннотацию или концепцию работы в социальных и профессиональных сетях, таких как ResearchGate, ResearcherID, Facebook, Мой СФУ, Twitter и других.

Показать подробности

В профессиональных социальных сетях вы сможете найти себе рецензентов или потенциальных соавторов и единомышленников. Сообщая о своем намерении опубликовать результаты исследований, вы повышаете шанс на то, что после выхода статья будет прочитана целевой аудиторией. Кроме того, размещая заметки о своем исследовании в сети вы снижаете риск плагиата и недобросовестного использования результатов ваших исследований.

Когда текст статьи закончен, рекомендуется разместить препринт работы в репозиториях открытого доступа таких как: arXiv, BiorXiv, Архив электронных ресурсов СФУ, Social Science Open Access Repository и других. Работа, размещенная в репозиториях открытого доступа может получить цитирования еще до выхода журнальной версии за счет более ранней и простой формы доступа. Размещение статьи на таких ресурсах необходимо согласовывать с авторским коллективом статьи и редакцией журнала, в котором планируется публикации.

Также существуют репозитории, которые принимают журнальную версию статьи, если это не противоречит издательской политики журнала. В частности электронный репозиторий СФУ, который является открытым научным архивом, индексируемым поисковыми системами.

7
Размещение статьи в архиве электронных ресурсов СФУ

Электронный репозиторий СФУ является открытым научным архивом, индексируемым поисковыми системами. Размещение полного текста публикации и ее библиографического описания в электронном архиве СФУ способствует повышению видимости статьи в сети Интернет и ее доступности для научного сообщества. Кроме того, наполненность репозитория актуальными работами способствует росту позиций университета в национальных и международных рейтингах.

Для размещения публикации в архиве электронных ресурсов СФУ нужно:

  • войти под своей учётной записью на сайт службы поддержки публикационной активности СФУ (вы на нём находитесь) с помощью формы вверху страницу;
  • открыть перечень своих публикаций, перейдя по ссылке «Мои публикации» в блоке вверху страницы (там собраны ваши публикации из Scopus, Web of Science и eLIBRARY.RU);
  • перейти на страницу публикации;
  • нажать кнопку «Загрузить полный текст» и заполнить появившеюся форму (достаточно загрузить один PDF-файл, обычно журналы разрешают перепубликацию на сайте вуза по крайней мере препринта статьи).