Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2016
Идентификатор DOI: 10.7256/2306-434X.2016.2.19210
Ключевые слова: адаптивность, социальная среда, система образования, целеполагание, системный подход, информация, адаптивная ценность, информационный подход, противоречие, личность
Аннотация: В статье рассматривается социальная адаптивность, которая определяется не традиционно как свойство объекта, а как специфическое отношение, возникающее в системе «человек-социальная среда». На примере системы образования рассматриваются два условия формирования адаптивности: соответствие целей, интересов, особенностей учащегося целеПоказать полностьювым установками системы образования; поиск адекватных методов конструирования информационных моделей с целью построения непротиворечивых адаптивных стратегий, адекватных непрерывным изменениям социальной ситуации. Было определено, что в ходе разрешения социальных противоречий между собственными целями и потребностями и целями образовательной среды, а также между потребностями в получении адаптивно-ценной информации и отсутствием средств и способов ее предоставления, формируются качества и свойства личности, которые способствуют ее становлению в конкретной социальной среде. Это касается приобретения навыков работы с информацией, в том числе, противоречивого характера и навыков целеполагания, целеустремленности, ответственности. В основу статьи положен диалектический метод и понимание жизнедеятельности человека как непрерывной цепочки разрешения социальных и иных противоречий. Кроме того, в работе были использованы положения системного и информационного подходов. Дано определение социальной адаптивности как отношения личности и общества, направленного на разрешение между ними противоречий. Социальная адаптивность рассмотрена с точки зрения двух аспектов: системного, который позволяет определить ее критерий через соответствие целей взаимодействующих сторон и информационного, связывающего социальную адаптивность со способностью интеллекта учащегося быстро находить решения в трудной жизненной ситуации.
Журнал: Педагогика и просвещение
Выпуск журнала: № 2
Номера страниц: 186-191
ISSN журнала: 2306434X
Место издания: Москва
Издатель: Общество с ограниченной ответственностью "НБ-Медиа"