Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2016
Ключевые слова: адаптация, качество образования, посещаемость занятий, Концентрический метод обучения, adaptation, education quality, attendance of occupations, concentric way of learning
Аннотация: Обобщен опыт работы кафедры физики СибГТУ по преподаванию дисциплины «Физика» для бакалавров химико- лесного комплекса. Сформулированы основные проблемы организации учебного процесса: плохая школьная подготовка первокурсников, низкая мотивация студентов к изучению дисциплины, недостаточное количество аудиторных часов и увеличение дПоказать полностьюоли самостоятельной работы студентов, модульный способ обучения, слабые междисциплинарные связи.Проанализированы динамика базовых знаний первокурсников по основной общеобразовательной программе «Фи- зика» за последние 4 года и причины низкой мотивации изучения дисциплины.Описаны направления работы кафедры по решению указанных проблем и возможности повышения качества под- готовки бакалавров в имеющихся условиях: помощь студентам в адаптации к образовательной среде вуза, усиление физи- ческой составляющей образования, внедрение концентрического метода обучения.Обоснована необходимость адаптационных курсов на различных этапах обучения, рассмотрены две концепции адаптационных курсов: параллельная и последовательная.Установлена связь между посещаемостью занятий и результатами обучения, имеющая отчетливо выраженный по- роговый характер. Предложено объяснение наблюдаемого порогового значения 30% пропусков всех видов аудиторных занятий.Для кардинального повышения качества подготовки по физике авторы предлагают существенное изменение органи- зации преподавания физики в университете и соответствующее изменение учебных планов при интеграции фундаменталь- ных основ всех общепрофессиональных и специальных дисциплин. Концентрический способ обучения предполагает много- уровневое построение процесса обучения дисциплине, неоднократное возвращение к материалу с осмыслением его в разных ракурсах, на новой качественной основе. Описана предполагаемая структура такого обучения, включающая три концентра. The SibSTU physics department experience on teaching discipline "Physics" for bachelors for chemical-forestry industry is summarized. The basic problems of the educational process are formulated: school poor training, low motivation of students, insufficient number of classroom hours and an increase of independent work of students, the modular training, and weak interdisciplinary communication.The dynamics of first-year student's basic knowledge on the comprehensive program "Physics" for the last 4 years and the low discipline motivation reasons are analyzed.We describe the department direction to address these challenges and opportunities to improve the bachelors training quality in the existing conditions: help to students adapt to the university environment, enhance the education physical component, a concentric training method implementation.The adaptation courses necessity at various training stages is proved. There are two concepts of adaptation rates: parallel and consecutive.The connection between occupations attendance and training results having threshold nature is established. The explanation of the observed threshold of 30% of admittance cards of all classroom occupations types is offered.To radically improve the physics training quality, the authors suggest a significant change in the organization of physics teaching in university, and the corresponding curriculum change for the integration of all the fundamentals of general and special disciplines. Concentric way of learning involves tiered construction of the discipline learning process, the repeated return to the material with the comprehension of it from different viewpoints, on a qualitatively new basis. We describe the expected training structure, including three stages.
Журнал: Хвойные бореальной зоны
Выпуск журнала: Т. 34, № 3-4
Номера страниц: 163-168
ISSN журнала: 19930135
Место издания: Красноярск
Издатель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирский государственный технологический университет