Особенности темперамента и волевой саморегуляции у студентов спортивного и гуманитарного профилей обучения : научное издание

Описание

Перевод названия: Peculiarities of temperamentand voluntary self-regulation in sports and humanities students

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2017

Идентификатор DOI: 10.15293/2226-3365.1703.05

Ключевые слова: темперамент, саморегуляция, личностные особенности, студенты, профиль обучения, дифференцированный подход, биоуправление, temperament, self-regulation, personal characteristics, students, field of study, differentiated approach, biofeedback

Аннотация: Проблема и цель. Сейчас наиболее актуальной является проблема внедрения дифференцированного подхода в образовательную практику, в том числе высшей школы. Однако для его реализации необходимо углубленное исследование индивидуально-типологических и поведенческих характеристик студентов конкретных образовательных направлений. Цель стаПоказать полностьютьи - определение особенностей темперамента и волевой саморегуляции студентов в зависимости от профиля обучения. Методология. Исследование базируется на подходах В. И. Моросановой, А. К. Осницкого, Г. С. Прыгина к понятию произвольной саморегуляции деятельности. Для выявления уровней саморегуляции поведения были использованы тест-опросник А. В. Зверькова, Е. В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции», методика «Выявление стиля саморегуляции деятельности» Г. С. Прыгина и метод игрового биоуправления по кардиоритму. Результаты. Показаны отличия в структуре темперамента и уровне волевой саморегуляции студентов различных профилей. Обнаружено достоверное отличие в характеристиках темперамента, определяющих общую активность, гибкость и целенаправленность поведения, а также настроение и чувствительность к внешним воздействиям у студентов с различным уровнем саморегуляторных навыков. Отмечается, что почти все исследуемые параметры саморегуляции деятельности находились на более низком уровне у студентов гуманитарного профиля. Авторы связывают это с большей интенсивностью поведенческих проявлений и чувствительностью студентов гуманитарного направления подготовки. Сопоставление данных и корреляционный анализ выявили наличие взаимосвязи уровня волевой саморегуляции и автономности-зависимости с некоторыми из черт темперамента, таких как гибкость, отвлекаемость, настойчивость, чувствительность для каждого профиля обучения. Заключение. Саморегуляция деятельности студентов вуза имеет свои особенности у представителей различных направлений профессиональной подготовки и связана со структурой их темперамента. Полученные результаты позволяют более эффективно реализовывать личностно-ориентированный подход в соответствии со спецификой учебно-профессиональной направленности студентов. Introduction. Currently, one the most significant problem is the introduction of a differentiated approach in the educational practice, including higher education institutions. However, its implementation requires an in-depth investigation of individual-typological and behavioral characteristics of students of particular fields of study. The purpose of the article is to identify specific characteristics of temperament and voluntary self-regulation of students depending on their fields of study. Materials and Methods. The methodology of research is based on approaches of V. I. Morosanova, A. K. Osnitskiy, G. S. Prygin to the concept of voluntary activity self-regulation. The study uses A.V. Zverkov, E. V. Eydman’s test "Study of voluntary self-regulation", G. S. Prygun’s test "Detection of style of self-regulation activities", and the method of game biofeedback by heart rate in order to identify the levels of behavior self-regulation. Results. The results of the investigation showed differences in the temperament structure and levels of voluntary self-regulation in students of different fields of study. The authors discovered significant differences in the characteristics of temperament which determine the general activity, flexibility and focus of behavior as well as mood and sensitivity to external influences in students demonstrating different levels of self-regulation skills. It is noted that Humanities students demonstrated a lower level of almost all the analyzed parameters of activity self-regulation, high levels of self-regulation was most prevalent among the Sports students. The authors attribute this to greater intensity of behavioral manifestations and sensitivity in students of Humanities education. Comparison of data and correlation analysis showed that the levels of voluntary self-regulation and autonomy-dependency correlate with such traits of temperament as flexibility, distractibility, persistence, sensitivity for each field of study. Conclusions. The authors conclude, that activity self-regulation of undergraduate students has its own characteristics in different fields of study and relates to specific temperament structure. The results allow more efficient implementation of student-centered approach to education according to the specifics of students’ academic-professional orientation.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Вестник Новосибирского государственного педагогического университета

Выпуск журнала: Т. 7, 3

Номера страниц: 72-88

ISSN журнала: 22263365

Место издания: Новосибирск

Издатель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Новосибирский государственный педагогический университет"

Персоны

  • Лисова Надежда Александровна (Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева)
  • Шилов Сергей Николаевич (Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева)

Вхождение в базы данных