Постановка на государственную охрану объектов культурного наследия Красноярского края во второй половине XX - первой четверти XXI в.: основные этапы : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2025

Идентификатор DOI: 10.18324/2224-1833-2025-2-133-140

Ключевые слова: heritage asset, architectural and historical monument, archaeological monument, state protection, объект культурного наследия, памятник архитектуры и истории, памятник археологии, государственная охрана

Аннотация: В статье представлен комплексный анализ развития государственной политики в области охраны памятников истории и культуры на территории Красноярского края с середины XX в. по настоящее время. Особое внимание акцентируется на специфике включения объектов в перечень охраняемых памятников с учетом их видовой принадлежности в различные Показать полностьюисторические периоды. Авторы подробно рассматривают ключевые этапы формирования системы охраны культурного наследия региона, начиная с 1960-1970-х гг., когда на государственную охрану было взято ограниченное число объектов, преимущественно связанных с декабристами и пребыванием В. И. Ленина. В 1980-1990-е гг. наблюдается значительный рост количества охраняемых памятников, что связано с политическими юбилеями и активизацией региональных органов власти. Однако в этот период включение объектов в список охраняемых зачастую носило формальный характер, без разработки полноценной учетной документации и законодательного обеспечения. В 1990-х гг. происходит делегирование полномочий по охране культурного наследия регионам, что сопровождается принятием региональных законов и включением ряда памятников в федеральный реестр. Одновременно отмечается активизация паспортизации археологических объектов и увековечение памяти героев Великой Отечественной войны через постановку соответствующих памятников. С началом XXI в. система охраны культурного наследия претерпевает реформы, связанные с принятием Федерального закона № 73-ФЗ (2002), который устанавливает новые стандарты работы с объектами культурного наследия, включая обязательное оформление полного комплекта учетной документации. В этот период наблюдается снижение темпов постановки новых объектов на охрану, что связано с перестройкой органов власти и изменением нормативно-правовой базы. С 2015 г. после создания самостоятельного регионального органа по охране памятников культурного наследия в Красноярском крае возобновляется активная работа по постановке новых объектов на государственную охрану. Значительно улучшается системность ведения учетной документации, включая паспортизацию и определение границ охраняемых территорий. Также усиливается популяризация объектов культурного наследия через общественные мероприятия и интернет-ресурсы. Авторы подчеркивают, что проведение наиболее эффективной политики в данной сфере достигнуто в результате создания специализированного государственного органа. The article submits a multi-method analysis of the development of public policy in the field of preservation of historical and cultural monuments in the Krasnoyarsk Krai from the middle of the XX century to the present. Particular attention is paid to the specifics of inclusion of objects in the list of protected monuments, taking into account their species affiliation in different historical periods. The key-note stages of the formation of the system of preservation of heritage assets of the region are considered, starting from the 1960-1970s when a limited number of objects were preserved by the state, mainly associated with the Decembrists and the Lenin’s stay. In the 1980-1990s, there was a significant increase in the number of preserved monuments - from 26 to more than 700, which is associated with the anniversaries of political events and the intense activity of regional authorities. However, during this period, the registration of objects was often formal, without the development of full-fledged documentation and legislative support. In the 1990s, there was a delegation of authority to preserve heritage assets to the regions, which was accompanied by passage of the regional law and the registration of a number of monuments in the federal register. At the same time, there was an active passportization of archaeological monuments and the perpetuation of the memory of the heroes of the Great Patriotic War through the registration of relevant monuments. Since the beginning of the XXI century, the system of cultural heritage preservation underwent reforms associated with passage of Federal Law No.73, which established new standards for working with heritage assets, including the indispensable creation of a complete set of papers. During this period, there was a decrease in the rate of registration new heritage assets, associated with the restructuring of government bodies and changes in the legal framework. Since 2015, after the creation of an independent regional government agency for the preservation of heritage assets in the Krasnoyarsk Krai, active work has resumed on registration new objects for state protection. The systematic maintenance of accounting records has significantly improved, including passportization and determination of the boundaries of protected areas. The popularization of cultural heritage through public events and Internet resources has also maximized. The fact is emphasized that the most effective policy in this scope has been achieved as a result of the creation of a specialized government agency.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Проблемы социально-экономического развития Сибири

Выпуск журнала: 2

Номера страниц: 133-140

ISSN журнала: 22241833

Место издания: Братск

Издатель: Братский государственный университет

Персоны

  • Краснопеев Д. А. (Сибирский федеральный университет)
  • Лущаева Г. М. (Сибирский федеральный университет)

Вхождение в базы данных

  • РИНЦ (eLIBRARY.RU)
  • Список ВАК