ПРОБЛЕМА СТРЕССА У ПЕРВОКУРСНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2025

Ключевые слова: stress, adaptation, freshmen, students, university, education, institute, стресс, адаптация, первокурсники, студенты, вуз, обучение, институт

Аннотация: Обучение в высшем учебном заведении, особенно на первом курсе, представляет собой сложный и многогранный процесс, сопряженный с рядом специфических проблем для студентов. Современные студенты сталкиваются с повышенными требованиями к самостоятельности, ответственности и организованности, что может стать серьезным испытанием для молПоказать полностьюодых людей, только начинающих свой путь в академической среде. Высокая учебная нагрузка, необходимость осваивать новые дисциплины, адаптироваться к иному темпу и формату обучения – все это факторы, потенциально приводящие к развитию учебного стресса. Студенческая жизнь – это период, когда приходится преодолевать многочисленные трудности, учиться взаимодействовать в новых социальных группах, брать на себя новые социальные роли, пересматривать устоявшиеся привычки и адаптироваться к совершенно иным условиям жизни. Данная статья посвящена изучению проблемы учебного стресса у студентов-первокурсников высших учебных заведений. Целью исследования является выявление специфических особенностей проявления данного феномена в контексте первого года обучения, определение основных детерминирующих факторов, способствующих его возникновению, и анализ возможных негативных последствий для психологического благополучия и академической успеваемости студентов. В статье представлен подробный аналитический обзор теоретических и эмпирических работ, посвященных изучению феномена учебного стресса в рамках психолого-педагогической науки, с акцентом на адаптационный период. Подчеркивается, что учебный стресс оказывает значительное негативное влияние на когнитивные функции, необходимые для успешного обучения, такие как восприятие, внимание, память, мышление и способность эффективно обрабатывать информацию, что в конечном итоге негативно сказывается на академической успеваемости студентов. Кроме того, стресс, деструктивно влияющий на учебный процесс, создает дополнительные трудности, вызывает чувство дискомфорта, тревоги и напряжения, тем самым усугубляя общее стрессовое состояние студентов и снижая качество их жизни. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что развитие стрессоустойчивости и эффективных стратегий копинг-поведения у студентовпервокурсников является критически важным фактором для снижения уровня учебного стресса, успешной адаптации к вузовской среде и повышения общей эффективности учебной деятельности [5]. Studying at a higher education institution, especially in the first year, is a complex and multifaceted process, fraught with a number of specific problems for students. Modern students face increased demands for independence, responsibility and organization, which can be a serious challenge for young people who are just starting their way in the academic environment. High academic workload, the need to master new disciplines, adapt to a different pace and format of learning are all factors that potentially lead to the development of learning stress. Student life is a period when one has to overcome numerous difficulties, learn to interact in new social groups, take on new social roles, revise established habits and adapt to completely different living conditions. This article is devoted to the study of the problem of learning stress among first-year students of higher educational institutions. The purpose of the study is to identify the specific features of the manifestation of this phenomenon in the context of the first year of study, identify the main determinant factors contributing to its occurrence, and analyze possible negative consequences for the psychological well-being and academic performance of students. The article presents a detailed analytical review of theoretical and empirical works devoted to the study of the phenomenon of educational stress in the framework of psychological and pedagogical science, with an emphasis on the adaptation period. It is emphasized that learning stress has a significant negative impact on cognitive functions necessary for successful learning, such as perception, attention, memory, thinking, and the ability to process information effectively, which ultimately negatively affects students' academic performance. In addition, stress, which has a destructive effect on the learning process, creates additional difficulties, causes discomfort, anxiety and tension, thereby exacerbating the general stress state of students and reducing their quality of life. The data obtained allow us to conclude that the development of stress tolerance and effective coping behavior strategies among first-year students is a critically important factor for reducing the level of educational stress, successful adaptation to the university environment and improving the overall effectiveness of educational activities.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Проблемы современного педагогического образования

Выпуск журнала: 87-3

Номера страниц: 354-357

ISSN журнала: 23111305

Место издания: Ялта

Издатель: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского

Персоны

  • Виталёва Яна Витальевна (Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет»)
  • Басалаева Наталья Владимировна (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации)
  • Шелкунова Татьяна Васильевна (Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет»)

Вхождение в базы данных

  • РИНЦ (eLIBRARY.RU)
  • Список ВАК