Сравнительно-сопоставительный анализ сущности понятий «функциональная грамотность» и «компетентность» : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2025

Ключевые слова: competency-based approach, competence, FUNCTIONAL literacy, comparative analysis, компетентностный подход, компетентность, функциональная грамотность, сравнительно-сопоставительный анализ

Аннотация: Проблема формирования функциональной грамотности в образовании актуализировалась в процессе осмысления результатов мониторинговых исследований PISA (Programme for international Student Assessment) в рамках которых оценивалась способность обучающихся использовать освоенные знания в решении проблем реальной жизнедеятельности человекаПоказать полностью. Актуальность названной проблемы дополнительно подчеркивается Указом «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»1 Принятая в 2001 году Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года2 определила необходимость перехода образования на реализацию компетентностного подхода, представляющего результат образования в виде деятельностной характеристики результата обучения, называемой компетентностью. Одновременно с развитием компетентностного подхода внимание исследователей концентрируется на проблеме формирования т.н. функциональной грамотности, которая тоже выступает результатом образования. Цель настоящей статьи состоит в раскрытии соотношения между функциональной грамотностью и компетентностью современного человека для выявления педагогических условий практической реализации компетентностного подхода в образовании и его деятельностной направленности. Результатом исследования явились сравнительные оценки деятельностных характеристик функциональной грамотности в контексте компетентностного подхода. Методы исследования: анализ степени разработанности проблемы при изучении психолого-педагогических источников (статей), диссертационных исследований, монографий, нормативноправовой документации; контент-анализ для синтезирования базовых понятий исследования; приемы научных исследований (анализ, синтез, классификация, сравнение и др.). The problem of developing functional literacy in education became relevant in the process of understanding the results of the PISA (Programme for International Student Assessment) monitoring studies, which assessed the ability of students to use the acquired knowledge in solving real-life problems. The relevance of this problem is further emphasized by the Decree “On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030”1. The Concept of Modernization of Russian Education for the Period up to 2010, adopted in 20012, determined the need to transition education to the implementation of a competency-based approach, which represents the result of education in the form of an activity-based characteristic of the learning outcome, called competence. Along with the development of the competence-based approach, the attention of researchers is focused on the problem of forming the so-called functional literacy, which is also a result of education. The purpose of this article is to reveal the relationship between functional literacy and competence of a modern person in order to identify pedagogical conditions for the practical implementation of the competence-based approach in education and its activity-based orientation. The result of the study was a comparative assessment of the activity-based characteristics of functional literacy in the context of the competence-based approach. Research methods: analysis of the degree of elaboration of the problem when studying psychological and pedagogical sources (articles), dissertations, monographs, regulatory documentation; content analysis for synthesizing basic research concepts; scientific research techniques (analysis, synthesis, classification, comparison, etc.).

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Современное педагогическое образование

Выпуск журнала: 4

Номера страниц: 34-38

ISSN журнала: 25878328

Место издания: Москва

Издатель: ООО "Русайнс"

Персоны

Вхождение в базы данных

  • РИНЦ (eLIBRARY.RU)
  • Список ВАК