Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2025
Идентификатор DOI: 10.15293/1813-4718.2502.09
Ключевые слова: integration, differentiation, integrative approach, interdisciplinary relations, descriptive Geometry, theoretical mechanics, professional competences, интеграция, дифференциация, интегративный подход, междисциплинарные связи, начертательная геометрия, теоретическая механика, профессиональные компетенции
Аннотация: В настоящее время от выпускников всех вузов, а в частности технических, требуется соответствие достаточно высоким требованиям, продиктованным потребностями производства, рынка труда, современного общества в целом. Актуальность работы заключается в необходимости изучения и анализа процесса формирования профессиональных компетенций вПоказать полностьюусловиях реализации интегративного подхода на основе междисциплинарных связей в целях повышения качества образования и профессионального развития личности. Цель статьи - анализ междисциплинарных связей в процессе изучения студентами технических вузов смежных дисциплин для формирования профессиональных компетенций, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к выпускникам вузов на рынке труда. Методология. Основу статьи составляют системный подход, интегративный подход, деятельностный подход, позволяющие междисциплинарным связям интегрировать процесс обучения, решая прикладные задачи технических дисциплин способами и методами других базовых дисциплин. Результаты исследования. С целью обозначения имеющихся междисциплинарных связей между графическими и техническими дисциплинами рассмотрены примеры применения графических методов решения прикладных технических задач. Решая задачи по теоретической механике аналитически и методом ортогональных проекций, получив при этом одинаковое решение, можно утверждать важность знаний начертательной геометрии в решении технических задач. Заключение. Благодаря междисциплинарным связям развивается творческая компонента инженерного мышления, решение практических задач создает у обучающихся структуру системы знаний, умений, навыков, позволяя применять ее в будущей профессиональной деятельности. Применение интегративного подхода позволяет организовывать образовательный процесс, опираясь на сформированную базу и применять изученные ранее методы для решения новых задач. Nowadays, graduates of all universities, and in particular technical universities, are required to meet the rather high requirements dictated by the needs of production, labor market, and modern society as a whole. The relevance of the work lies in the need to study and analyze the process of formation of professional competencies in the conditions of implementation of the integrative approach on the basis of interdisciplinary links in order to improve the quality of education and professional development of personality. Objective: to analyze the interdisciplinary links in the process of studying related disciplines by students of technical universities for the formation of professional competencies that meet modern requirements for graduates of universities in the labor market. Methodology. The basis of the article is the system approach, integrative approach, activity approach, allowing interdisciplinary links to integrate the learning process, solving applied problems of technical disciplines by means and methods of other basic disciplines. Research Results. In order to indicate the existing interdisciplinary links between graphic and technical disciplines, examples of application of graphic methods for solving applied technical problems are considered. Solving problems in theoretical mechanics analytically and by the method of orthogonal projections, thus obtaining the same solution, it is possible to assert the importance of knowledge of descriptive geometry in solving technical problems. Conclusion. Thanks to interdisciplinary links, the creative component of engineering thinking develops, the solution of practical problems creates in students the structure of the system of knowledge, abilities, skills, allowing to apply it in future professional activity. The application of integrative approach allows organizing the educational process based on the formed base and applying the previously studied methods to solve new problems.
Журнал: Сибирский педагогический журнал
Выпуск журнала: №2
Номера страниц: 99-109
ISSN журнала: 18134718
Место издания: Новосибирск
Издатель: Новосибирский государственный педагогический университет