Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2025
Ключевые слова: encyclopedia, the USSR, art history, Object-Oriented ontology, actor-network theory, энциклопедия, ссср, искусствоведение, объектно-ориентированная онтология, акторно-сетевая теория
Аннотация: Сложные взаимоотношения между отдельными компонентами социальной системы требуют формирования новых языков описания действительности, учитывающих целый комплекс влияний и связей между акторами. Одним из значимых концептов подобного рода выступает понятие квазиобъекта, порождаемого сетевыми отношениями или комплексом симбиозов, в заПоказать полностьювисимости от теоретического основания, в котором вводится данный термин. Рассматривая советские энциклопедии по искусству в качестве подобных квазиобъектов, следует предварительно определить три наиболее значимые системы, с которыми они вступают во взаимодействие. Первой выступает государственный аппарат, провоцирующий формирование нового типа печатных изданий. Второй системой выступает наука, обеспечивающая энциклопедию материалом, который систематизируется и преображается под давлением специфики жанра. Третьей системой выступает социум, являющийся целевым читателем энциклопедии. Характер взаимоотношений между данными компонентами позволяет предполагать, что энциклопедия начинает играть роль медиатора между наукой и социумом, чья роль заключается в формировании устойчивого множества знания, становящегося основанием конструирования сети, поддерживающей дальнейшие результаты научного исследования и определяющей его легитимность и истинность. Complex relationships between individual components of a social system require the formation of new languages for describing reality that take into account a whole range of influences and connections between actors. One of the significant concepts of this kind is the notion of a quasi-object generated by network relations or a complex of symbioses, depending on the theoretical basis in which this term is introduced. Considering Soviet encyclopedias on art as such quasi-objects, it is necessary to first determine the three most significant systems with which they interact. The first is the state apparatus, provoking the formation of a new type of printed publications. The second system is science, providing the encyclopedia with material that is systematized and transformed under the pressure of the specifics of the genre. The third system is society, which is the target reader of the encyclopedia. The nature of the relationship between these components allows us to assume that the encyclopedia begins to play the role of a mediator between science and society, whose role is to form a stable set of knowledge, which becomes the basis for constructing a network that supports further results of scientific research and determines its legitimacy and truth.
Журнал: Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки
Выпуск журнала: Т.18, №4
Номера страниц: 664-673
ISSN журнала: 19971370
Место издания: Красноярск
Издатель: Сибирский федеральный университет