Языковые средства конструирования коллективной идентичности на фоне культурной травмы в нарративах латиноамериканцев о конкисте : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2025

Идентификатор DOI: 10.17308/lic/1680-5755/2025/l/69-78

Ключевые слова: collective identity, cultural trauma, narrative, conquest, latin America, коллективная идентичность, культурная травма, нарратив, конкиста, латинская Америка

Аннотация: Статья посвящена проблеме выявления языковых средств конструирования коллективной идентичности на фоне культурной травмы в нарративах латиноамериканцев о конкисте. Актуальность проблематики обусловлена усилившимися в последнее время антииспанскими настроениями, активно тиражируемыми в СМИ стран Латинской Америки, а также необходимоПоказать полностьюстью изучения механизмов формирования коллективной идентичности, часто используемой в целях политического и экономического манипулирования и разжигания межнациональных конфликтов. Исследование характеризуется научной новизной в силу его междисциплинарного методологического подхода, предполагающего проведение нарративного анализа для изучения исторических и социальных событий конкисты как травмирующего события, которые транслируются через нарративы представителей латиноамериканской лингвокультуры и усиливают чувство их принадлежности к «неиспанской» социальной группе. Цель работы - выявить языковые средства формирования коллективной идентичности в нарративах носителей испанского языка из Латинской Америки. В качестве материала для анализа используются нарративные видеоинтервью с латиноамериканскими респондентами общей продолжительностью 61 минута. Работа осуществлена с помощью метода нарративного видеоинтервью и нарративного анализа языковой репрезентации культурной травмы. Результаты нарративного анализа показывают, что коллективная идентичность латиноамериканцев на фоне конкисты как культурной травмы формируется на эмоциональном, когнитивном и языковом уровнях. На эмоциональном уровне индивиды объединяются общими эмоциями гнева, грусти, скорби и сожаления. На языковом уровне актуализируется оппозиция «свой» - «чужой» при репрезентации латиноамериканской и испанской лингвокультур. Когнитивный уровень формирует новые базовые элементы культуры: ценность свободы, братства и единения народов латиноамериканского континента, особое мировоззрение, выделяющее латиноамериканцев в отдельный коллектив, появившийся в результате смешения испанской культуры с традициями и обычаями коренных народов Латинской Америки. Антииспанские культурные ориентиры приводят к интенсификации процесса реконструирования латиноамериканской коллективной идентичности, закрепляются в культурной памяти народа и передаются в форме доминирующих нарративов, транслирующих травматический опыт жертв испанской колонизации. Перспективна возможность исследования невербальных и просодических средств конструирования коллективной идентичности при помощи вспомогательного программного обеспечения Elan и Praat. The article is devoted to the problem of identifying linguistic means of constructing collective identity against the background of cultural trauma in Latin American narratives about the conquest. The relevance of the study is due to the recent increase in anti-Spanish sentiments, actively replicated in the media of Latin American countries, as 'well as the need to study the mechanisms of formation ofcollective identity, often usedfor the purposes of political and economic manipulation and inciting interethnic conflicts. The study is characterized by scientific novelty due to its interdisciplinary methodological approach, 'which involves conducting narrative analysis to study the historical and social events of the conquest as a traumatic event, 'which are transmitted through the narratives of representatives of Latin American linguistic culture and strengthen their sense of belonging to a “non-Spanish ” social group. The purpose of the study is to identify the linguistic mechanisms of collective identity formation in the narratives of Spanish speakers from Latin America. Narrative video interviews 'with Latin American respondents 'with a total duration of 61 minutes are used as materialfor analysis. The 'work 'was carried out using the method of narrative video interviews and narrative analysis of the linguistic representation of cultural trauma. The results of the narrative analysis show that the collective identity of Latin Americans against the backdrop of the conquest as a cultural trauma is formed at the emotional, cognitive and linguistic levels. At the emotional level, individuals are united by the common emotions of anger, sadness, grief and regret. At the linguistic level, the opposition “own” - “strange ” is updated in the representation of Latin American and Spanish linguistic cultures. The cognitive levelforms new basic elements of culture: the value offreedom, brotherhood and unity of the Latin American nations, a special 'worldview and attitude that distinguishes Latin Americans into a separate group that emerged as a result of mixing Spanish culture 'with the traditions and customs of the indigenous peoples of Latin America. Anti-Spanish cultural guidelines strengthen the process of reconstructing Latin American collective identity, are consolidated in the cultural memory of the people and are transmitted in theform of master narratives that convey the traumatic experience of the Spanish colonization's victims. It is promising to explore non-verbal and prosodic means of constructing collective identity using Elan and Praat software.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация

Выпуск журнала: 1

Номера страниц: 69-78

ISSN журнала: 16805755

Место издания: Воронеж

Издатель: Воронежский государственный университет

Персоны

  • Горностаева Ю. А. (Сибирский федеральный университет)
  • Волчкова Д. Ю. (Сибирский федеральный университет)

Вхождение в базы данных

  • РИНЦ (eLIBRARY.RU)
  • Список ВАК