Цифровые технологии в адаптивном спорте для реабилитации раненых и травмированных участников боевых действий: поисковые исследования : описание проекта

Описание

Год издания: 2025

Ключевые слова: адаптивный спорт, цифровые технологии, адаптивная двигательная реабилитация, раненые военнослужащие, травмированные военнослужащие, расширенная реальность, виртуальная реальность, дополненная реальность

Аннотация: В сложившейся геополитической обстановке для защиты жизненных интересов российского государства сотни тысяч военнослужащих отстаивают территорию, безопасность и идеалы нашей страны на поле боя. К сожалению, последствием участия в боевых действиях могут быть ранения, травмы, контузии и болезни, приводящие к снижению качества жизни Показать полностьюпосле возвращения к мирной жизни. Наряду с физическими и эмоциональными страданиями, особенно после потери или повреждения части тела, у военнослужащих может развиться посттравматический синдром, проявляться ложные ощущения беспомощности и обесценивания социального положения в обществе. Военные инвалиды находясь в ситуации ограничения жизнедеятельности и нарушения продуктивного взаимодействия с социальной средой, испытывают сложности в межличностном общении и трудоустройстве. Актуальность и научная значимость темы настоящего исследования обусловлены важностью реабилитации и социальной адаптации участников боевых действий к мирной жизни как практической формы реализации государственной политики, направленной на ослабление негативных последствий после травмирования или ранения. Мировой опыт реализации программ реабилитации военнослужащих показал эффективность применения адаптивного спорта как способа повышения качества жизни, укрепления здоровья, улучшения самостоятельного функционирования, социальной интеграции и адаптации к инвалидности. Однако применяемые в настоящее время программы реабилитации на основе адаптивного спорта имеют существенные проблемы. Во-первых, не отвечают современным вызовам и не учитывают специфических особенностей, связанной с ситуацией травматического стресса, эмоциональной и умственной дезорганизации от последствий боевых действий. Во-вторых, опираются на традиционные методики в тренировочной и соревновательной деятельности и не используют достижения высокотехнологичной цифровой индустрии. В-третьих, обладают недостаточным уровнем персонификации процесса реабилитационной маршрутизации. Поэтому существует настоятельная потребность в разработке новых междисциплинарных подходов в реабилитации травмированных и раненых военнослужащих на основе адаптивного спорта. Для решения данной проблемы предлагается использовать сочетание возможностей классического адаптивного спорта с технологией расширенной реальности (XR) и мониторинга функционального состояния (цифровой "паспорт функционального состояния") раненых и травмированных участников боевых действий. Итогом выполнения исследования станет новая научно-обоснованная модель реабилитации, основанная на вовлечении раненых и травмированных участников боевых действий в систематические занятия адаптивным спортом и двигательной активностью с применением современных цифровых технологий. Достижение основной цели проекта предполагает решение следующих конкретных задач: Задача 1. На основе применения виртуальной, дополненной и смешанной реальности разработать виртуальный тренажер и обучающие программы для отдельных видов адаптивного спорта с целью их применения в программах реабилитации военных инвалидов. Задача 2. Провести теоретические и экспериментальные исследования для оценки эффективности применения мониторинга функционального состояния и технологии расширенной реальности в адаптивном спорте в программе реабилитации раненых и травмированных участников боевых действий. Задача 3. Сконструировать новую модель реабилитации военных инвалидов на основе адаптивного спорта, цифровых технологий и персонификации реабилитационных мероприятий для раненых и травмированных участников боевых действий. В мировой практике нет готовых решений по реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы с помощью цифровых технологий в адаптивном спорте. Поэтому конечная цель проекта является новой, а все вышеперечисленные задачи ставятся впервые.

Ссылки на полный текст

Вхождение в базы данных

  • РИНЦ (eLIBRARY.RU)