Год издания: 2025
Ключевые слова: лесотранспортные потоки, математическое моделирование, графоаналитические методы, имитационное моделирование, транспортные сети, рациональный маршрут, лесотранспортная инфраструктура
Аннотация: В современной России происходит переориентация экспортной и производственной политики. Европейские компании-поставщики лесной техники и перерабатывающего оборудования остановили отгрузки своей продукции в РФ. Европейские производители древесной продукции также существенно сократили закупки российских пиломатериалов, топливных грануПоказать полностьюл и другой древесной продукции. В результате всего этого возникла объективная необходимость изменения географии грузоперевозок и изменения портфеля древесной продукции. Предприятия, ранее реализующие свою продукцию в недружественные страны, столкнулись с проблемой сбыта древесной продукции. Одним из решением возникаемых трудностей может быть объединение лесозаготовительных, перерабатывающих и сопутствующих предприятий в кластеры, а также совершенствование лесотранспортной инфраструктуры. Новая внутри- и межрегиональная транспортная инфраструктура ЛПК имеет ключевое значение в решении возникших проблем. Так как она создает условия для формирования и функционирования общенациональных рынков. Однако, для быстрого перестроения логистической системы необходимы не только новые транспортные пути, но и математически обоснованные местоположения лесоперерабатывающих центров с маршрутами доставки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции с определением объемов транспортировки. При этом наблюдается несбалансированность развития видов транспорта в составе транспортной инфраструктуры ЛПК и компонентов инфраструктуры в рамках каждого вида транспорта. Научной проблемой является отсутствие инструментов, методик, теоретических подходов для формирования и развития транспортной инфраструктуры лесопромышленного комплекса на основе моделирования внутри- и межрегиональных лесотранспортных потоков в условиях переориентации экспортной политики лесного сектора. Обоснование методических основ формирования и оценки сбалансированного развития инфраструктуры РФ представляет одно из приоритетных направлений развития. Комплексный подход к моделированию структуры внутри- и межрегиональных лесотранспортных потоков и логистики производства глубокой переработки позволит существенно увеличить диверсификацию продукции, повысить эффективность отрасли, выйти на новые рынки (ранее недоступные вследствие экономических барьеров). Очевидно, что решения по трансформации и развитию всех лесотранспортных потоков начиная от лесозаготовительных и лесовосстановительных процессов и заканчивая доставкой продукции до конечного потребителя должны опираться на систему научных знаний фундаментального и прикладного характеров с использованием междисциплинарного подхода. Моделирование структуры внутри- и межрегиональных лесотранспортных потоков, соответствие пропускных и провозных способностей транспортной системы и потребностей территорий в перевозках, позволит достичь максимального экономического эффекта для ЛПК. по результатам моделирования будет создана система мониторинга движения и местоположения древесных ресурсов. В ходе исследования предполагаются использоваться междисциплинарные приемы, которые позволяют расширить инструментарий исследования, и точнее, глубже рассмотреть поставленную проблему. Так, проведения точных расчетов, определения тенденций и динамики показателей, выявления причинно-следственных связей используются математико-статистические методы; графоаналитические и IT-методы для интерпретации данных, проектирования и моделирования планируемых решений и прогнозирования результатов исследования. Таким образом, необходимость существенного изменения транспортной инфраструктуры РФ, эффективности развития и результативности внутри- и межрегиональных лесотранспортных потоков требует не только изучения и адекватного применения положительного зарубежного опыта, но и более глубокого исследования внутри- и межрегиональных лесотранспортных потоков РФ в пространственном представлении.