Лингвистическая имиджелогия как междисциплинарное направление лингвистического знания: от практики к теории : описание проекта

Описание

Год издания: 2025

Ключевые слова: лингвистическая имиджелогия, междисциплинарное направление лингвистического знания, типология объектов имиджирования, имиджевый текст, жанровая принадлежность имиджевого текста, лингвокогнитивная методика анализа знакового объекта, способы кодирования имиджевой информации, терминологический словарь по лингвоимиджелогии

Аннотация: Среди актуальных научных исследований социально-гуманитарной сферы выделяются работы, выполненные в русле имиджелогии. Объектом этой науки, помимо личности, становятся разного рода организации, политические партии, страны, города, нации. Ведущий инструмент формирования имиджа – текст, будучи лингвистическим феноменом, дал основанияПоказать полностьюдля создания нового направления «лингвистическая имиджелогия» (лингвоимиджелогия), которое в теоретическом плане комплексно еще не обосновано, что составляет проблемное поле представляемого исследования. При отсутствии описания теории лингвоимиджелогии за последние 15 лет лингвистами опубликован ряд практических трудов, отображающих результаты изучения имиджа. Ведущим предметом исследования в этих трудах выступает имидж некоторого объекта с позиций языковедческих дисциплин (риторики, стилистики), в том числе междисциплинарных (лингвистической прагматики, лингвистической персонологии, социолингвистики, психолингвистики, лингвокультурологии, лингвоаксиологии). Опыт применения лингвистического знания к анализу имиджа какого-либо объекта позволяет говорить о формировании самостоятельного научного направления «лингвистическая имиджелогия», теоретическое обоснование которого согласуется с приоритетным направлением фундаментальных и поисковых научных исследований в части создания новых лингвистических теорий. Среди основных теоретических задач представляемого проекта выделяем построение типологии объектов имиджирования, описание терминологического аппарата и применяемых в современных лингвистических работах данной проблематики исследовательских методов и подходов. К частным задачам проекта относим решение ряда вопросов: каждый ли текст, в котором содержится позитивная информация об объекте, считается имиджформирующим; каковы обязательные и факультативные признаки имиджформирующего текста; какие лингвистические и экстралингвистические способы кодирования имиджевой информации свойственны такого рода текстам в зависимости от объекта имиджирования; какова жанровая принадлежность имиджформирующих текстов и нек. др. Актуальность проекта обусловлена острым интересом современной лингвистики (и других социально-гуманитарных наук) к проблемам имиджелогии. Этот интерес выразился в появлении целого ряда отечественных и зарубежных работ в новом поле научного поиска. Включенность языковедения в решение вопросов формирования имиджа в очередной раз подчеркивает универсальность лингвистического знания, позволяющего не только вербализовать данные разных наук, но и раскрыть их потенциал. Значимость представляемого проекта связываем с его прикладным характером. Теория лингвоимиджелогии, будучи введенной в научный оборот, найдет применение в новых трудах, направленных на изучение имиджевых объектов в языковедческом ключе. Сегодня, в частности, рядом регионов России проводится имиджевая политика через продвижение локальных эксклюзивных свойств этих регионов (городов), что делает имиджируемый объект более привлекательным, в том числе, для новых инвестиционных проектов и туризма. Правильно сформированный имидж регионов «работает» на имидж России. Прикладная задача лингвоимиджелогии – разработать методики анализа имиджевого потенциала текстов о знаковых региональных объектах, отображенных в масс-медиа. Представляемый проект, среди прочего, ориентирован на апробацию на большом количестве текстов о знаковых объектах г. Красноярска ранее разработанной лингвокогнитивной методики. Эта методика, при доказательстве ее эффективности, в перспективе ляжет в основу построения программного продукта, способного в автоматизированном режиме выявлять имиджформирующие тексты о знаковых объектах разных территорий. Кроме того, обоснование теории лингвоимиджелогии значимо для образовательного процесса. Результаты проекта будут востребованы при формировании научно-методического обеспечения дисциплин образовательных программ по филологии, журналистике, лингвистике.

Ссылки на полный текст

Вхождение в базы данных

  • РИНЦ (eLIBRARY.RU)