Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2025
Идентификатор DOI: 10.31804/2782-4926-2025-4-1-7-17
Ключевые слова: L. A. Chernyshev, City Museum Building, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Regional Museum of Local History, Siberian Art Nouveau, traditions of Ancient Egypt, pylon, rock temple, architecture, Л. А. Чернышев, здание городского музея, красноярск, красноярский краевой краеведческий музей, сибирский модерн, традиции Древнего Египта, пилон, скальный храм, архитектура
Аннотация: Статья посвящена наследию выдающегося красноярского архитектора Леонида Александровича Чернышева, во многом сформировавшего облик исторической части города и создавшим одни из наиболее узнаваемых его зданий. В статье исследуется здание Красноярского краевого краеведческого музея (здание городского музея), построенное в 1914-1930 гоПоказать полностьюдах. В качестве первой пробы работы в русле модерна-ориенталь Л. А. Чернышева указан и рассмотрен павильон Сибиреведения («Общенаучный») на Первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставке в Омске в 1911 году. Здание Красноярского краевого краеведческого музея анализируется в статье с позиции использования и переосмысления традиций архитектуры Древнего Египта в данном памятнике сибирского модерна. Исследование показывает, что проект Л. А. Чернышева основан на принципе синтеза разновременных традиций, позволяющем создать узнаваемый, но обобщеный образ древнеегипетского храма на берегу Енисея. Исследование касается как архитектурной формы, так и монументоально-декоративного оформления сооружения. В статье приведены формальные признаки, принципы формирования архитектурного объема и характерные элементы древнеегипетской архитектуры, имеющиеся в здании городского музея. А также рассмотрено то, в чем и в какой степени можно наблюдать переработку этих черт. В качестве прообразов отдельных объемов сооружения автором названы заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и храм Хонсу в Карнаке, а точнее - пилонная конструкция как форма входного пространства. The article is dedicated to the legacy of the outstanding Krasnoyarsk architect Leonid Aleksandrovich Chernyshev, who largely shaped the appearance of the historical part of the city and created some of its most recognizable buildings. The article examines the building of the Krasnoyarsk Regional Museum of Local History (the building of the city museum), built in 1914-1930. As the first attempt at working in the mainstream of Art Nouveau-Oriental by L. A. Chernyshev, the pavilion of Siberian Studies ("General Scientific") at the First West Siberian Agricultural, Forestry and Trade and Industrial Exhibition in Omsk in 1911 is indicated and considered. The building of the Krasnoyarsk Regional Museum of Local History is analyzed in the article from the position of using and rethinking the traditions of Ancient Egyptian architecture in this monument of Siberian Art Nouveau. The study shows that L. A. Chernyshev's project is based on the principle of synthesis of different time traditions, which allows creating a recognizable, but generalized image of an ancient Egyptian temple on the banks of the Yenisei. The study concerns both the architectural form and the monumental and decorative design of the structure. The article presents the formal features, principles of formation of the architectural volume and characteristic elements of ancient Egyptian architecture present in the building of the city museum. It also examines in what and to what extent these features can be observed being reworked. The author names the mortuary temple of Hatshepsut in Deir el-Bahri and the temple of Khonsu in Karnak as prototypes of individual volumes of the structure, or more precisely, the pylon structure as a form of entrance space.
Журнал: Сибирский искусствоведческий журнал
Выпуск журнала: Т. 4, № 1
Номера страниц: 7-17
ISSN журнала: 27824926
Место издания: Красноярск
Издатель: Красноярская региональная общественная организация Содружество просветителей Красноярья