Советское историческое сообщество в контексте образования и политических реалий позднесталинской эпохи: потенциал эго-документов и визуальных источников : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2025

Идентификатор DOI: 10.31518/2618-9100-2025-1-6

Ключевые слова: visual turn, 1946-1953, 1949 as a “place of memory”, teachers and students, memoirs of Soviet historians, images of Soviet students in photography, визуальный поворот, 1946-1953 гг, 1949 г. как «место памяти», преподаватели и студенты, воспоминания советских историков, образы советских студентов в фотографии

Аннотация: Статья посвящена выявлению особенностей исторического образования и бытования корпорации историков в позднесталинской России (1946-1953 гг.). Изучен корпус эго-документов (воспоминаний, дневников, устных рассказов) и визуальные источники электронного ресурса «История России в фотографиях», художественные и публицистические произведПоказать полностьюения. Рассмотрены психологические особенности и принятые модели поведения преподавателей и студентов. Отмечается, что изотексты позволяют оценить поведенческие и эмоциональные модели поведения: сдержанность, серьезность, скромность. Установлены общие черты и специфические особенности бытования и обучения московского, ленинградского и периферийного студенчества. В статье приводятся примеры, связанные с большой ролью общественно-политических дисциплин, ставкой на дословное заучивание текстов классиков и учебников, конспектирование текстов, следование поведенческой модели «двойного стандарта». Установлено, что столичное студенчество и преподаватели оказались широко вовлечены в идеологические кампании 1946-1953 гг., и не только в качестве «жертвы», но и как активные участники расправ с коллегами. Выделены черты исторического просвещения населения страны в целом, формы участия студентов и аспирантов в нем. The article is devoted to identifying the features of historical education and the existence of a corporation of historians in late Stalinist Russia (1946-1953). The corpus of ego documents (memoirs, diaries, oral stories) and visual sources of the electronic resource “History of Russia in Photographs”, artistic and journalistic works were studied. Psychological features and accepted behavior patterns of teachers and students are considered. It is noted that isotests make it possible to assess behavioral and emotional behavior patterns: restraint, seriousness, modesty. Common features and specific features of the historical education of Moscow, Leningrad and peripheral students have been established. The article provides examples related to the large role of socio-political disciplines, betting on verbatim memorization of texts of classics and textbooks, taking notes on texts, following the behavioral model of the “double standard”. It was established that the metropolitan students and teachers were widely involved in the ideological campaigns of 1946-1953, and not only as a “victim”, but as active participants in the reprisals with colleagues. The features of historical education of the country’s population as a whole are highlighted.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Исторический курьер

Выпуск журнала: 1

Номера страниц: 72-84

ISSN журнала: 26189100

Место издания: Новосибирск

Издатель: Институт истории СО РАН

Персоны

Вхождение в базы данных