Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2025
Идентификатор DOI: 10.26787/nydha-2686-6846-2025-27-2-14-22
Ключевые слова: education for sustainable development, educational outcomes, transformative intelligence, the structure of transformative intelligence, образование в интересах устойчивого развития, результаты образования, преобразующий интеллект, структура преобразующего интеллекта
Аннотация: В статье представлен синтез идей исследований по актуальной проблеме неизбежного и объективно обусловленного перехода к образованию в интересах устойчивого развития. При сравнении традиционного образования и образования в интересах устойчивого развития выявлены их базовые отличия: традиционная ориентация на способы решения сложившиПоказать полностьюхся проблем, в том числе глобального масштаба, и упреждающие действия для предотвращения появления проблем на планете, соответственно. В результате анализ педагогической системы для опережающего образования были выявлены ее актуальные компоненты: участники образовательного процесса; содержание опережающего образования; методы, средства, формы и педагогические технологии образовательного процесса; рефлексивно-оценочная компонента. Говоря об участниках образовательного процесса и при определении дидактических проблем образования в интересах устойчивого развития следует отметить, что одним из результатов такого образования является сформированность преобразующего интеллекта обучающегося, обоснована его сущность как интегративной характеристики личности, опирающейся на высокий уровень развития мыслительных способностей субъекта образовательного процесса, такие как системное, аналитическое, логическое, критическое и проектное мышление. Характеристиками преобразующего интеллекта являются: сформированность системного мышления; способность устанавливать целесообразные гармоничные связи в системе социально-экономических отношений; способность принимать решения, корректируя профессиональную деятельность; сформированность социально-этических способностей; способность к принятию обоснованного решения на основе предвидения и прогнозирования последствий и рисков принятых решений; сформированность проектного мышления обучающихся, являющегося основой успешной жизнедеятельности. Особая значимость в структуре преобразующего интеллекта уделяется сформированности нового менталитета, нравственно-моральной ответственности за результаты профессиональной деятельности. The article presents a synthesis of research ideas on the topical issue of the inevitable and objectively determined transition to education for sustainable development. When comparing traditional education and education for sustainable development, their basic differences were revealed: traditional focus on ways to solve existing problems, including global ones, and proactive actions to prevent problems on the planet, respectively. As a result of the analysis of the pedagogical system for advanced education, its relevant components were identified: participants in the educational process; content of advanced education; methods, means, forms and pedagogical technologies of the educational process; reflexive-evaluative component. Speaking about the participants in the educational process and when defining the didactic problems of education for sustainable development, it should be noted that one of the results of such education is the formation of the transformative intelligence of the student, its essence is substantiated as an integrative characteristic of the personality, based on a high level of development of the mental abilities of the subject of the educational process, such as systemic, analytical, logical, critical and project thinking. The characteristics of transformative intelligence are: the formation of systemic thinking; the ability to establish appropriate harmonious connections in the system of socio-economic relations; the ability to make decisions, adjusting professional activities; the formation of socio-ethical abilities; the ability to make an informed decision based on foresight and forecasting the consequences and risks of decisions taken; the formation of project thinking of students, which is the basis for successful life. Particular importance in the structure of transformative intelligence is given to the formation of a new mentality, moral responsibility for the results of professional activities.
Журнал: Образовательный вестник Сознание
Выпуск журнала: Т. 27, № 2
Номера страниц: 14-22
ISSN журнала: 26866846
Место издания: Калининград
Издатель: Общество с ограниченной ответственностью "Академия международного научного сотрудничества"