Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2025
Ключевые слова: monumental art, mosaics, soviet art, scientific and technological progress, монументальное искусство, мозаика, советское искусство, научно-технический прогресс
Аннотация: Мозаика - это сложный и трудоёмкий вид монументального искусства, который получил широкое распространение в советский период, став важным инструментом визуализации и популяризации ключевых ценностей и идей нового государственного строя. Несмотря на свою значимость, искусство советской мозаики часто остаётся недооценённым, малоизучеПоказать полностьюнным и забытым по ряду идеологических, культурных и эстетических причин. Настоящая статья ставит своей целью анализ ряда произведений, созданных в технике мозаики, с точки зрения их роли как носителей идеалов и ценностей, характерных для эпохи их создания, а именно транслирующих образы научного прогресса. Исследование учитывает исторический контекст, особенности государственной идеологии и социокультурные условия времени, когда создавались анализируемые произведения. Особое внимание уделено теме научного прогресса, которая оставалась одной из ключевых и наиболее актуальных на протяжении всего советского периода, отражая стремление к модернизации. Выделяются основные темы, направления и основной период создания произведений монументального искусства. Mosaic art is a complex and labor-intensive form of monumental art that gained widespread prominence during the Soviet period, becoming an important tool for visualizing and promoting the core values and ideas of the new socialist state. Despite its significance, Soviet mosaic art often remains undervalued, underexplored, and forgotten due to a combination of ideological, cultural, and aesthetic factors. This article aims to analyze a selection of works created in the mosaic technique, focusing on their role as carriers of ideals and values characteristic of the era of their creation, specifically those conveying the imagery of scientific progress. The study considers the historical context, the features of state ideology, and the sociocultural conditions of the time in which these works were produced. Particular attention is devoted to the theme of scientific progress, which remained one of the most central and relevant topics throughout the Soviet period, reflecting the drive for modernization. The article highlights the main themes, directions, and the key period of creation for works of monumental art.
Журнал: Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки
Выпуск журнала: Т. 18, № 2
Номера страниц: 327-337
ISSN журнала: 19971370
Место издания: Красноярск
Издатель: Сибирский федеральный университет