Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2025
Ключевые слова: the image of woman, painting, fine art of Soviet Russia 1917-1922, philosophical and art history analysis, образ женщины, живопись, изобразительное искусство советской России 1917-1922 гг, философско-искусствоведческий анализ
Аннотация: Период с 1917 по 1922 г. - уникальное время в истории российского искусства, в эти годы происходит закрепление новых ценностных ориентиров, кардинально отличающихся от предыдущей эпохи - времен Российской империи. Разрушив «старый мир», обращаются к созданию нового - с новыми идеалами, и в том числе с новыми представлениями о том, Показать полностьюкакой должна быть женщина в новом государстве. Статья посвящена анализу творчества российских художников, в произведениях которых изображены женские образы. В качестве репрезентантов были выбраны работы Д. П. Штеренберга, В. Г. Тихова, А. Е. Архипова, Ф. А. Малявина, поскольку для названных художников изображения женщин - важная линия всего творческого пути.В результате применения метода философско-искусствоведческого анализа было обнаружено, что мастера-живописцы, воспитанные в академической среде, ценившие русскую культуру, в постреволюционные годы не спешили обращаться к образам революционерок, боевых подруг, соратниц и товарищей. Иные сюжеты были воплощены в произведениях искусства данного периода, трансформация и переосмысление традиционных образов визуализировались художниками молодой советской России. Обращаясь к изображению бытовых сюжетов, помещая героинь в простые интерьеры избы, бани, мастера с помощью знаков, символики цвета и поз, возвышают их до уровня богинь, представляя их как хранительниц жизни, источник тепла, радости и света, таким образом, утверждая традиционные ценности исконно русской культуры. The period from 1917 to 1922 - a unique time in the history of Russian art, in these years there is a consolidation of new values, radically different from the previous era - the times of the Russian Empire. Having destroyed the “old world”, they turn to the creation of a new one - with new ideals, including new ideas about what a woman should be in the new state. The article is devoted to analyzing the work of Russian artists, whose works depict female images. The works of D. P. Shterenberg, V. G. Tikhov, A. E. Arkhipov, and F. A. Malyavin were chosen as representatives, since for these artists the depiction of women is an important line of their creative path.As a result of applying the method of philosophical and art history analysis it was found that the masters-painters, brought up in an academic environment, who valued Russian culture, in the post-revolutionary years did not hurry to turn to the images of revolutionary women, battle girlfriends, companions and comrades. Other subjects were embodied in the works of art of the period, transformation and reinterpretation of traditional images were visualized by artists of young Soviet Russia. Turning to the depiction of everyday subjects, placing heroines in simple interiors of huts, bathhouses, masters with the help of signs, color symbolism and poses, elevate them to the level of goddesses, presenting them as guardians of life, a source of warmth, joy and light, thus affirming the traditional values of native Russian culture.
Журнал: Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки
Выпуск журнала: Т. 18, № 2
Номера страниц: 277-286
ISSN журнала: 19971370
Место издания: Красноярск
Издатель: Сибирский федеральный университет