Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2025
Ключевые слова: Martin Heidegger, Friedrich Hölderlin, ontology of art, theory of art, Philosophy of truth, Мартин Хайдеггер, Фридрих Гёльдерлин, онтология искусства, теория искусства, философия истины
Аннотация: Теория культуры, искусства опирается на философские концепции, включая как эстетику, так и онтологию и теорию познания. Теория современного искусства, культуры в концептуальном отношении основывается не только на философии искусства XX-XXI вв., в значительной степени она представляет собой инвариант эстетико-философских концепций, Показать полностьюсвязанных с теорией и философией романтизма, с пафосом свободы как художника, мастера, так и зрителя, реципиента. Онтология и теория познания Мартина Хайдеггера (1889-1976), созданные в середине 1920-х гг., перевернули философское мышление не только в его «цеховом» варианте, но и в рецепциях хайдеггеровской философии в области теории искусства и даже художественных практик XX-XXI вв. В статье раскрываются те особенности хайдеггеровской онтологии и теории познания периода так называемого позднего Хайдеггера, которые оказали существенное воздействие на формирование эстетики современного искусства. Изменяется сам стиль философии. Отныне это не философии теорий и систем, а философское размышление над указаниями «избранных» поэтов, избранных мастеров искусства, чей пафос свободы как позволения-сущему-быть-самим-собой сопровождал их всю земную жизнь. The theory of culture and art is based on philosophical concepts, including aesthetics, ontology and the theory of knowledge. The theory of contemporary art and culture is conceptually based not only on the philosophy of art of the 20th-21st centuries, to a large extent it is an invariant of aesthetic and philosophical concepts associated with the theory and philosophy of romanticism, with the pathos of freedom of both the artist, master, and the viewer, recipient. The ontology and theory of knowledge of Martin Heidegger (1889-1976), created in the mid-1920s, turned philosophical thinking upside down not only in its “guild” version, but also in the receptions of Heidegger's philosophy in the field of art theory and even artistic practices of the 20th-21st centuries. The article reveals those features of Heidegger's ontology and theory of knowledge of the period of the so-called “late” Heidegger, which had a significant impact on the formation of the aesthetics of modern art. The style of philosophy itself changes. From now on, it is not a philosophy of theories and systems, but a philosophical reflection on the instructions of “chosen” poets, chosen masters of art, whose pathos of freedom as allowing-being-to-be- itself accompanied them throughout their earthly life.
Журнал: Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки
Выпуск журнала: Т. 18, № 2
Номера страниц: 205-214
ISSN журнала: 19971370
Место издания: Красноярск
Издатель: Сибирский федеральный университет