Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.22394/2078-838X-2024-3-50-67
Ключевые слова: communication, speech, alternative and augmentative communication (AAC), concept, quality of life, rights realization, interdepartmental cooperation, коммуникация, речь, альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК), концепция, качество жизни, реализация прав, межведомственное взаимодействие, общение
Аннотация: В представленной Концепции развитие системы альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в России обосновывается необходимостью обеспечения условий использования АДК детьми и взрослыми с отсутствующей или затрудненной речью. Спектр этих условий определяется законодательным, организационным, методическим, кадровым, материальноПоказать полностью-техническим уровнями. Достижение целей и задач обозначенных направлений Концепции возможно на основе комплексного межведомственного взаимодействия органов власти и общества. Только при данных обстоятельствах появляются перспективы для реализации прав и законных интересов пользователей АДК, обеспечивается качество их жизни. В Концепции приводится определение АДК, последовательно излагаются основные понятия АДК, определяются ценности и принципы использования АДК. Человек, испытывающий трудности в коммуникации и использовании речи, должен иметь условия для использования АДК как в личной, так и в общественных (социальной, экономической, политической и духовной) сферах жизни, независимо от его возраста, состояния здоровья, места жительства, места пребывания, условий проживания. Важным условием развития системы АДК является подготовка специалистов, компетентных в обучении ее использованию. В образовательные программы всех ступеней профессионального образования необходимо ввести соответствующие дисциплины, разработка которых строится на научно обоснованных теориях и лучших практиках. Внедрение Концепции развития системы альтернативной и дополнительной коммуникации позволит снять противоречие между востребованностью АДК среди не использующих или ограниченно использующих речь детей и взрослых и дефицитами обеспечения применения АДК. Представленная Концепция разрабатывалась в течение последних полутора лет коллективом специалистов, имеющих большой опыт тестирования и внедрения подходов и средств в обучении АДК детей и взрослых - как в той или иной степени пользующихся устной речью, так и не владеющих ею. Концепция прошла долгий путь обсуждений, согласований и была представлена в марте 2024 г. на конференции Альянса «Ценность каждого» широкому кругу работающих с детьми и взрослыми с ментальной инвалидностью специалистов, руководителям профильных учреждений и организаций в сфере образования, социальной защиты населения и здравоохранения, а также родителям. Многие замечания, пожелания и предложения были приняты во внимание и позволили придать Концепции законченный вид. The presented Concept of Development of Alternative and Augmentative Communication (AAC) System in the Russian Federation is based on the need to provide a wide range of conditions for the use of AAC by citizens, children and adults, who have speech difficulties or limitations in using speech. These conditions are determined by legislative, organizational, methodological, personnel, and material-technical levels. Achieving the goals, tasks, and implementing the outlined directions of this Concept are possible through comprehensive interdepartmental cooperation between government bodies, society, and social environment organizations. Only under these circumstances are the opportunities for the realization of the rights and legitimate interests of AAC users expanded, their quality of life is ensured as a longterm goal of all activities. The Concept provides a definition of AAC, sequentially presents the main concepts of AAC as a significant guide in organizing the scientific and practical activities of specialists and individuals involved in addressing issues in this field, defines the values and principles of using AAC as respecting the natural human need to be heard. Individuals experiencing significant communication difficulties and difficulties in using speech should be provided with conditions for using AAC in both personal and public (social, economic, political, and spiritual) spheres of life, regardless of age, health status, place of residence, location, and living conditions. An important condition for the development of the AAC system is the training of specialists with competencies in teaching the use of AAC. Relevant disciplines should be introduced into the educational programs of all levels of professional education, the development of which is based on scientifically substantiated theoretical and methodological foundations and best practices. The implementation of the Concept of Development of Alternative and Augmentative Communication system will help to resolve the existing contradiction between the high significance of using AAC to ensure the realization of the rights and needs of children and adults who do not use or have limited speech, and significant deficits in various areas of providing AAC use.
Журнал: Образовательная политика
Выпуск журнала: № 3
Номера страниц: 50-65
ISSN журнала: 2078838X
Место издания: Москва
Издатель: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ