Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.18413/2313-8971-2024-10-4-0-2
Ключевые слова: adaptation of foreign students, factors of adaptation, university environment, diagnostics of foreign students, aspects of adaptation, adaptation barriers, адаптация иностранных студентов, факторы адаптации, университетская среда, диагностика иностранных студентов, аспекты адаптации, адаптационные барьеры
Аннотация: Введение. Исследование адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе не теряет своей актуальности, что обуславливается увеличением мобильности молодых людей и стратегическим направлением государства в сторону интернационализации образования. Ученые изучают факторы, влияющие на привлечение и адаптацию иностраПоказать полностьюнных обучающихся в российских вузах. Одним из факторов, оказывающих значительное влияние на достижение адаптированности, является университетская среда. Целью работы является выявление отношения иностранных студентов к университетской среде и ее компонентам для разработки методики, содействующей их вхождению в новую среду жизнедеятельности. Методы исследования. Для достижения цели использовались теоретические и эмпирические методы. Анализ литературы по теме исследования позволил выделить аспекты адаптации и актуальные адаптационные барьеры. Результаты такого анализа были использованы для определения компонентов университетской среды. На этапе опытно-экспериментальной работы был использован метод анкетирования для сбора данных об отношении иностранных студентов к университетской среде вуза. Результаты. Университетская среда вуза рассматривается с точки зрения барьерообразующих компонентов. Были выделены биологический, культурный, социально-бытовой, академический, организационно-управленческий, финансово-экономический, языковой, коммуникативный, социально-психологический компоненты. Для диагностики отношения иностранных обучающихся к университетской среде в целом и ее компонентам предложен опросник «Выявление адаптационных проблем». Опрос проводился для студентов в два этапа: первичная и повторная диагностика. Первичная диагностика показала у большинства студентов низкий уровень принятия университетской среды, повторная диагностика, проведенная после адаптационных мероприятий, показала положительное отношение обучающихся к среде вуза. Заключение. Являясь одним из основных факторов, влияющих на успешную адаптацию иностранных обучающихся в российских вузах, университетская среда требует пристального внимания со стороны исследователей. Эффективность адаптационных мероприятий зависит от диагностики, позволяющей выявить отношение к компонентам университетской среды, что будет являться основанием для разработки адаптационных методик. Introduction. The process of international students adapting to the academic environment of a Russian university is a topic worthy of further investigation. This can be attributed to an increase in the mobility of young people and the implementation of a state strategy that prioritises the internationalisation of education. Scientists are studying the factors influencing the attraction and adaptation of international students in Russian universities. One of the factors that have a significant impact on achieving adaptability is the university environment. The aim of the work is to identify the attitudes of international students towards the university environment and its constituent elements. It may contribute to the development of a methodology that facilitates their entry into a new environment. Research methods. In order to achieve the desired outcome, a combination of theoretical and empirical methods was employed. The analysis of the literature enabled the identification of the aspects of adaptation and the current barriers to adaptation. The findings of this analysis were employed to ascertain the constituent elements of the university environment. In the subsequent experimental phase, the questionnaire method was employed to gather data pertaining to the attitudes of international students towards the university environment. The results. It is commonly accepted that the university environment comprises a number of elements that can act as barriers to students. These components can be classified into the following categories: biological, cultural, social and household, academic, organisational and managerial, financial and economic, linguistic, communicative, and socio-psychological. In order to diagnose the attitude of international students towards the university environment as a whole and its various components, it is proposed that the questionnaire entitled "Identification of Adaptation Problems" be employed. The survey was conducted in two stages: the primary diagnosis and a repeated diagnosis. The initial diagnosis indicated a general lack of acceptance of the university environment among the majority of students. However, the subsequent diagnosis, conducted following the implementation of adaptation measures, revealed a notable shift towards a more positive attitude towards the university environment among the students. In conclusion, it can be stated that... Given its pivotal role in facilitating the successful integration of international students, it is imperative that the university environment receives close scrutiny from researchers. The efficacy of adaptation measures is contingent upon a comprehensive diagnostic assessment, which identifies the attitude towards the various components of the university environment. This information serves as the foundation for the development of tailored adaptation techniques.
Журнал: Научный результат. Педагогика и психология образования
Выпуск журнала: Т. 10, № 4
Номера страниц: 26-41
ISSN журнала: 23138971
Место издания: Белгород
Издатель: Белгородский государственный национальный исследовательский университет