Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.31804/2782-4926-2024-3-4-36-51
Ключевые слова: uncanny, Zinaida Serebryakova, mirror, Freud, female, twin, жуткое, Зинаида Серебрякова, зеркало, Фрейд, женское, двойник
Аннотация: Статья анализирует автопортрет Зинаиды Серебряковой «За туалетом» (1909) в контексте концепции «жуткое», предложенной Зигмундом Фрейдом в его эссе «Das Unheimliche» (1919). Цель исследования - выявить аномальные элементы повседневной обыденности в художественной работе, которые слегка сдвигают привычные рамки восприятия и создают рПоказать полностьюасфокусированное ощущение иного мира. В статье перечислены основные триггеры чувства жуткого и их основания: вытесненное и преодоленное, предложенные Фрейдом, и подробно раскрываются такие, как «привычное», становящееся непривычным, «женское» как источник жуткого и «анимизм», проявляющийся в удвоениях, повторах, двойниках, отражении и симметрии, с привлечением последующих разработок ХХ в. Автопортрет художницы, традиционно воспринимаемый как жизнерадостная бытовая сценка, при сдвиге фокуса и создании новых сочетаний в плоскости изображения обретает черты триггеров жуткого. Из головы героини вырастает странная петля, дверная ручка, расположенная нетривиально, указывает на эпицентр неопределенности; нижняя часть фигуры, как будто расколота и утыкана острыми линиями. Эти элементы, в совокупности с другими признаками, раскрывают образ русалки, актуализируя тему нежити и убитой женственности, которая обретает свой хтонический смысл. Также в этом контексте можно увидеть отголоски образа богини любви и женственности - Венеры, которая может представать как в светлой, так и в темной ипостаси. Картина, заявленная как реалистическое произведение, при внимательном рассмотрении обретает фантастические черты и преступает пределы действительности, что точно описано в эссе «Жуткое» в разделе про художественные произведения. Работа дополняет искусствоведческий-философский подход в анализе женских автопортретов и расширяет понимание концепции «жуткого» в визуальном искусстве. The article examines Zinaida Serebriakova's self-portrait At the Dressing Table (1909) through the lens of Sigmund Freud's concept of the "uncanny," as introduced in his essay Das Unheimliche (1919). The study aims to identify abnormal elements within everyday life depicted in the artwork that subtly disrupt habitual perception and evoke a disoriented sense of an otherworldly reality. Freud's primary triggers of the uncanny, such as the repressed and the overcome, are outlined and explored in depth, focusing on themes like the "familiar becoming unfamiliar," the "feminine" as a source of the uncanny, and "animism", manifested through doublings, repetitions, reflections, and symmetry, referencing later 20th-century developments. Serebriakova's self-portrait, traditionally seen as a cheerful domestic scene, acquires uncanny qualities when its focus shifts and new compositional relationships emerge. A peculiar loop appears to grow from the heroine's head, an unusually positioned door handle marks a point of uncertainty, and the lower part of her figure seems fractured and punctuated by sharp lines. These elements together evoke the image of a mermaid, highlighting themes of the undead and the demise of femininity, imbuing them with a chthonic meaning. This context also suggests echoes of Venus, the goddess of love and femininity, appearing in both her luminous and dark aspects. Initially presented as a realistic artwork, the painting's fantastical qualities surface upon closer examination, transcending the boundaries of reality-a characteristic central to the uncanny in art, as described by Freud. This study contributes to the art-historical and philosophical discourse on female self-portraits and deepens the understanding of the uncanny in visual art, offering new interpretations of familiar artistic themes and methods.
Журнал: Сибирский искусствоведческий журнал
Выпуск журнала: Т. 3, № 4
Номера страниц: 36-51
ISSN журнала: 27824926
Место издания: Красноярск
Издатель: Красноярская региональная общественная организация Содружество просветителей Красноярья