Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.24224/2227-1295-2024-13-10-84-106
Ключевые слова: landscape sketch, memoir prose, monastic literature, Russian monasticism, spiritual culture, пейзажная зарисовка, мемуарная проза, монашеская словесность, русское монашество, духовная культура
Аннотация: На материале духовных воспоминаний архиепископа Никона (Рождественского) рассматривается функционирование пейзажной зарисовки в мемуарной прозе русского монашества XX века. Выявляются особенности идейно-тематического содержания, образной организации, стилистического оформления, интенциональной направленности, выполняемых функций пеПоказать полностьюйзажной зарисовки в мемуарной монашеской словесности. Установлено, что главные идеи пейзажной зарисовки в духовном мемуарном тексте - идея любви к Богу и ближним, идея действия Промысла Божия и идея веры в Бога. Названы ведущие темы: природы, красоты, детства, радости, счастья. Показано, что ключевыми являются образы храма, монастыря, монастырских владений. Утверждается, что основная интенция пейзажных зарисовок - ауторефлексивная, векторы которой - (1) размышления о связи природы, ее состояния и настроения человека; (2) размышления о Божественном начале природы, присутствии Бога в ней. Выяснено, что элокутивные особенности пейзажных зарисовок в мемуарах связаны с использованием религионимов (в частности, православной лексики духовно-нравственного содержания, теонимов, экклезионимов, христианских геортонимов, иконимов); эпитетов, метафор, перечислений, наименований погодных и атмосферных явлений, флоронимов. Сделан вывод о том, что значимые функции религиозной пейзажной зарисовки - смыслообразующая и изобразительная. This study explores the role of landscape sketches in the memoir prose of 20th-century Russian monasticism, focusing on the spiritual recollections of Archbishop Nikon (Rozhdestvensky). It identifies the distinctive ideological and thematic content, imagery organization, stylistic features, and intentionality behind these landscape portrayals within monastic literary works. The analysis reveals that the primary themes conveyed through these sketches center around love for God and one’s neighbors, the action of Divine Providence, and faith in God. Key motifs include nature, beauty, childhood, joy, and happiness, with significant imagery associated with churches, monasteries, and monastic lands. The study posits that the main intention of these landscape sketches is self-reflective, manifesting in two primary vectors: (1) contemplation on the relationship between nature, its states, and human emotions; (2) reflections on the Divine essence present in nature. Furthermore, it examines the rhetorical features of landscape sketches in these memoirs, highlighting the use of religious terminology (specifically Orthodox lexicon with spiritual and moral connotations), epithets, metaphors, enumerations, and names of weather phenomena and flora. The findings conclude that the significant functions of religious landscape sketches are both meaning-making and representational.
Журнал: Научный диалог
Выпуск журнала: Т. 13, № 10
Номера страниц: 84-106
ISSN журнала: 2225756X
Место издания: Екатеринбург
Издатель: Центр научных и образовательных проектов