Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Ключевые слова: axiological attractor, discourse construction, cultural code, linguistic modelling, image, pragmatic effect, artistic discourse, аксиологический аттрактор, дискурсивное конструирование, культурный код, лингвистическое моделирование, образ, прагматический эффект, художественный дискурс
Аннотация: Постановка проблемы. Актуальным направлением современной лингвистики является разработка методологического инструментария, который эксплицирует способы и средства речевого воздействия, в том числе в области художественной коммуникации. Особый интерес представляет лингвистическое моделирование системы образов, восходящих к фундаментПоказать полностьюальной аксиологии лингвокультуры и, соответственно, обладающих значительным ориентирующим потенциалом. Тем самым формируется проблемное поле, содержание которого включает идентификацию и системное описание культурологически маркированных образов как инструментов эффективного воздействия на адресата. Лингвистическое моделирование таких образов включает концептуальный и репрезентационный аспекты, то есть оформление концептуальных областей и выбор языковых репрезентаций, которые объективируют эти концептуальные области при конструировании образной реальности. В фокусе данного исследования - образ сада как культурного кода, управляющего процессом конструирования возможных миров в художественном дискурсе. Цель исследования состоит в выявлении концептуальных областей и средств лингвистического моделирования образа сада как управляющего параметра дискурсивизации. Методология исследования базируется на систематизации современных научных разработок в области когнитивной лингвистики [Болдырев, 2013; Лакофф, 2004; Croft, Cruse, 2004]; лингвокультурологии [Афанасьева и др., 2019; Зыкова, 2017; Язык, культура, социум…, 2023]; лингвоаксиологии [Лингвистика и аксиология…, 2011; Серебренникова, 2017; Kolmogorova, Kozachina, 2020]; лингвистической прагматики [Чернявская, 2021; Yule, 2000]. В работе используются методы дискурсивного, интерпретационного, контекстуального и лингвоаксиологического анализа. Результаты исследования. В ходе исследования выявлены концептуальные области лингвистического моделирования образа сада в британском художественном дискурсе: внешние эффекты, внутренние переживания, профессиональная деятельность, социальные отношения, философия жизни. В области внешних эффектов моделируются такие компоненты образа, как: красота, элегантность, яркость, гармония. В области внутренних переживаний концептуализируется широкий диапазон эмоциональных состояний. В области профессиональной деятельности моделируется образ ландшафтного дизайнера. В области социальных отношений конструируются переживание и осмысление аффилиации с социальной группой. В контексте философии жизни моделируется вектор гуманизации естественной среды обитания языковой личности. Установлено, что образ сада является аксиологическим аттрактором, который формирует систему ценностно-оценочных координат искурсивизации. Заключение. Лингвистическое моделирование художественных образов как культурных кодов является эффективным инструментом воздействия на адресата. В ранге культурных кодов художественные образы активируют фундаментальные ценности лингвокультуры и моделируют широкий диапазон когнитивных переживаний и прагматических эффектов. Лингвистическое моделирование художественных образов как культурных кодов представляет собой сложный процесс, который включает конструирование и репрезентацию ряда концептуальных областей, как то: внешние эффекты, внутренние переживания, социальные отношения, профессиональные компетенции и философия жизни. Комплексный характер лингвистического моделирования образной реальности формирует прагматическую силу художественного дискурса. Statement of the problem. An actual direction of modern linguistics is the development of methodological tools that explicates the ways and means of speech influence, specifically in the field of artistic communication. Of particular interest is the linguistic modeling of a system of images that go back to the fundamental axiology of linguistic culture, and, accordingly, have significant orienting potential. Thus, a problem field is formed, the content of which includes the identification and systematic description of culturally labeled images as tools for effective influence on the addressee. Linguistic modeling of such images includes conceptual and representational aspects, that is, the design of conceptual areas and the choice of linguistic representations that objectify these conceptual areas in the construction of figurative reality. The focus of this research is the image of the garden as a cultural code that controls the process of constructing possible worlds in artistic discourse. The purpose of the study is to identify conceptual areas and means of linguistic modeling of the garden image as a controlling parameter of discursivization. The research methodology is based on the systematization of modern scientific developments in the field of cognitive linguistics [Boldyrev, 2013; Lakoff, 2004; Croft, Cruse, 2004]; linguoculturology [Afanasyeva et al., 2019; Zykova, 2017; Language, culture, society..., 2023]; linguistic axiology [Linguistics and Axiology..., 2011; Serebrennikova, 2017; Kolmogorova, Kozachina, 2020]; linguistic pragmatics [Chernyavskaya, 2021; Yule, 2000]. The work uses methods of discursive, interpretative, contextual, and linguoaxiological analysis. Research results. The study identifies conceptual areas of linguistic modeling of the garden image in the British artistic discourse: external effects, inner sensations, professional activities, social relations, and philosophy of life. In the domain of external effects, the following image constituents have been identified: beauty, elegance, brightness, and harmony. In the sphere of inner sensations, a wide range of emotions have been conceptualized. In the domain of professional activities, the image of a landscape designer has been explored. In the sphere of social relations, the affiliation with a social group as a marker of social identity has been outlined. In the context of the philosophy of life, the vector of humanization of the natural habitat of a linguistic personality is modeled. It is established that the image of the garden is an axiological attractor that forms a system of value-evaluative coordinates of discursivization. Conclusions. Linguistic modelling of artistic images as cultural codes is a potent tool for influencing the addressee. It frames the artistic content as axiologically marked conceptual space within which several domains are integrated, i.e. external effects, inner sensations, professional activities, social relations, social and cultural characteristics, and philosophy of life. Each domain contains a cluster of culture specific concepts that create pragmatic values for the addressee. In the rank of cultural codes, artistic images activate the fundamental values of linguistic culture and model a wide range of cognitive experiences and pragmatic effects. Linguistic modelling of artistic images as cultural codes is a complex process; it incorporates the construction and representation of a number of conceptual areas, such as: external effects, internal experiences, social relations, professional competencies, and philosophy of life. The complex nature of linguistic modeling of figurative reality forms the pragmatic power of artistic discourse.
Журнал: Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ)
Выпуск журнала: № 4
Номера страниц: 125-133
ISSN журнала: 19950861
Место издания: Красноярск
Издатель: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева