Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.20913/2618-7515-2024-3-3
Ключевые слова: social philosophy, aims of education, social ecology, sustainable development, environmentalism, philosophy of education, социальная философия, цели образования, социальная экология, устойчивое развитие, энвайроментализм, философия образования
Аннотация: В статье рассматриваются особенности подходов к осмыслению вопросов философии образования, основанные на принципах и данных социальной экологии. Подобные энвайронменталистские подходы, предвосхищенные еще в работах Э. Геккеля, активно развиваются на сегодняшний день, что находит свое выражение, в частности, в существовании специалиПоказать полностьюзированных периодических изданий и формировании особых тематических пространств обсуждения. Постановка задачи. Авторами предпринимается попытка выявления социально-философских оснований энвайронменталистских подходов к образованию. В центре представленного в статье рассмотрения находятся энвайронменталистские суждения, касающиеся вопроса о целях образования. Методика и методология исследования. Для решения поставленной задачи авторами существляется содержательно-критический и компаративный анализ энвайронменталистских решений, представленных в отечественной и зарубежной литературе. Результаты. Показано, что с социально-философской точки зрения небезынтересным представляется энвайронменталистское понимание соотношения сфер общественной жизни. Многими из сторонников этого направления высказываются критические суждения относительно влияния экономических социальных институтов на функционирование общества и его развитие. Экологические проблемы, на поиск решения которых направлены и предлагаемые энвайронменталистами трансформации образования, детерминируются, с их точки зрения, социальными факторами. Фактически экологическая тематика используется энвайронменталистами для аргументации различных взглядов на образование, основанных на отличающихся установках не только теоретического, но и политического характера. Выводы. Осуществленное рассмотрение показывает, что энвайронментализм и социально-экологическую философию образования целесообразно рассматривать как тематически однородный комплекс содержательно различающихся решений. Подобные подходы представляют собой результат рефлексии классической проблематики философии образования с помощью «экологических» ценностных и когнитивных установок. The article discusses the features of approaches to understanding issues in the philosophy of education, based on the principles and data of social ecology. Such environmentalist approaches, anticipated in E. Haeckel's works, are actively developing today, which is reflected, in particular, in the existence of specialized periodicals and the formation of special thematic spaces for discussion. Purpose setting. The authors attempt to identify the socio-philosophical foundations of environmentalist approaches to education. At the center of the discussion presented in the article are environmentalist judgments regarding the question of the goals of education. Methodology and methods of the study. To solve this problem, the authors carry out a content-critical and comparative analysis of environmental solutions presented in domestic and foreign literature. Results. It is shown that from a socio-philosophical point of view, the environmentalist understanding of the relationship between the spheres of public life is not without interest. Many of the supporters of this direction make critical judgments regarding the influence of economic social institutions on the functioning of society and its development. Environmental problems, for which the educational transformations proposed by environmentalists are aimed at finding solutions, are determined from their point of view by social factors. In fact, environmental themes are used by environmentalists to argue for different views on education, based on differing attitudes not only of a theoretical but also of a political nature. Conclusion. The analysis carried out shows that it is advisable to consider environmentalism and social ecological philosophy of education as a thematically homogeneous complex of substantively different solutions. Such approaches are the result of reflection on the classical problems of philosophy of education with the help of ecological» values and cognitive attitudes.
Журнал: Профессиональное образование в современном мире
Выпуск журнала: Т. 14, № 3
Номера страниц: 392-401
ISSN журнала: 22241841
Место издания: Новосибирск
Издатель: Новосибирский государственный аграрный университет