Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.25730/VSU.7606.24.023
Ключевые слова: destructiveness, youth, prevention, civic identity, worldview, state-civilization, деструктивность, молодежь, профилактика, гражданская идентичность, мировоззрение, государство-цивилизация
Аннотация: Профилактика деструктивных проявлений актуализируется в образовательной среде по причине социальной активности молодежи, направленной на самореализацию и изменение социально-политического устройства. Это усиливается когнитивной спецификой и сопровождается отказом от традиционных авторитетов и ценностей. Целью работы является выявлеПоказать полностьюние проблем при реализации профилактических мероприятий, решение которых обуславливает их эффективность. Методологическая основа исследования опирается на комплексный подход, позволивший охарактеризовать мировоззренческий, когнитивный, политический и социокультурный аспекты деструктивности. Системным подходом рассматриваются структура и связи сложившейся системы профилактики. Профилактика рассмотрена историко-генетическим методом как непрерывный процесс. Посредством социально-философского анализа установлены фундаментальные условия, причины неэффективности профилактики и предложены решения в рамках формирования общероссийской гражданской идентичности. Основными проблемами обозначены: неоднородность целевой аудитории, отсутствие единого вектора интерпретации и транслирования мировоззренческих установок, непроработанность методологических и педагогических приемов и непонимание содержательного наполнения в прогностическом аспекте. Мировоззренческие принципы в рамках концепции «Россия государство-цивилизация» представляются необходимыми структурообразующими элементами концептуального характера для всей системы профилактики. Разделение целевой аудитории на группы «профессионалов» и «обывателей» по признаку доступа к узкоспециализированной информации позволит, с одной стороны, подготовить обладающих соответствующими компетенциями профилактологов, которые способны выявлять деструктивные проявления и оказывать содействие субъектам профилактической работы. С другой - снизить риск возникновения излишнего интереса к деструктивной деятельности у широкого круга лиц. Формирование гражданской идентичности при сохранении традиционных этнических культур на основе унифицированных мировоззренческих принципов будет способствовать разрешению проблем профилактики. The prevention of destructive manifestations is being actualized in the educational environment due to the social activity of young people aimed at self-realization and changing the socio-political structure. This is reinforced by cognitive specificity and is accompanied by a rejection of traditional authorities and values. The purpose of the work is to identify problems in the implementation of preventive measures, the solution of which determines their effectiveness. The methodological basis of the research is based on an integrated approach, which made it possible to characterize the ideological, cognitive, political and socio-cultural aspects of destructiveness. A systematic approach examines the structure and connections of the existing prevention system. Prevention is considered by the historical and genetic method as a continuous process. Through a socio-philosophical analysis, the fundamental conditions and causes of the ineffectiveness of prevention are established and solutions are proposed within the framework of the formation of an all-Russian civic identity. The main problems are identified: the heterogeneity of the target audience, the lack of a single vector of interpretation and translation of worldview attitudes, the lack of elaboration of methodological and pedagogical techniques and a lack of understanding of the content in the prognostic aspect. The worldview principles within the framework of the concept of "Russia is a state-civilization" are the necessary structural elements of a conceptual nature for the entire prevention system. Dividing the target audience into groups of "professionals" and "laymen" based on access to highly specialized information will, on the one hand, allow us to train qualified preventologists who are able to identify destructive manifestations and assist subjects of preventive work. On the other hand, to reduce the risk of excessive interest in destructive activities among a wide range of people. The formation of civic identity while preserving traditional ethnic cultures based on unified worldview principles will contribute to solving prevention problems.
Журнал: Вестник Вятского государственного университета
Выпуск журнала: № 2
Номера страниц: 65-73
ISSN журнала: 25417606
Место издания: Киров
Издатель: Вятский государственный университет