Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.24412/2587-7844-2024-4-125-133
Ключевые слова: A.T. Tvardovsky, theme of memory in literature, Soviet literature about the WWII of 1941-1945, canon, genre, elegy, ballad, А.Т. Твардовский, тема памяти в литературе, советская литература о Великой Отечественной войне, канон, жанр, элегия, баллада
Аннотация: Постановка проблемы. В работе рассматриваются особенности художественной структуры «Баллады о товарище» (1941) А.Т. Твардовского в перспективе политики и поэтики памяти; делается вывод о глубоком соответствии исторической поэтики баллады тем целям коммеморации, которые ставил перед собой поэт. Цель статьи - рассмотреть «Балладу о тПоказать полностьюоварище» в исторической ретроспективе жанра, сопоставить произведение XX в. с прецедентными текстами классического периода, показать преемственность Твардовского относительно канона, равно как и продиктованные раннесоветской эпохой расхождения с ним. Методология. Работа выполнена на пересечении нескольких продуктивных аналитических подходов - исторической поэтики, жанрологии как ее слагаемого, современных исследований коммеморативного аспекта культуры. Результаты исследования. В «Балладе о товарище» А.Т. Твардовского структура диалогово-ролевого треугольника баллады модифицирована. При сохранении функций миропорядка (фронт) и подвижного героя (раненый солдат, образ которого восходит к погибшему солдату баллад на сюжет «Леноры» Бюргера) существенно изменена позиция героя, делающего роковой выбор. В рассматриваемом случае выбор героини продиктован скорее эпико-героическим заданием и не может квалифицироваться как самоутверждение в духе трагики. Выводы. В рассматриваемом произведении сосуществуют элементы эпоса, баллады и элегии, придающие теме памяти, столь значимой для Твардовского, глубокую историко-поэтиче- скую ретроспективу, архитекстуальность. Statement of the problem. The paper examines the features of the artistic structure of A.T. Tvardovsky’s Ballad About a Comrade (1941) in the perspective of politics and poetics of memory; it is concluded that the historical poetics of the ballad deeply corresponds to the goals of commemoration that the poet set for himself. The purpose of the article is to consider the Ballad About a Comrade in the historical retrospective of the genre, to compare the work of the 20th century with the precedent texts of the classical period, to show the continuity of Tvardovsky in terms of the canon, as well as its discrepancies dictated by the early Soviet era. Methodology. The work is carried out at the intersection of several productive analytical approaches - historical poetics, genre studies as its component, modern studies of the commemorative aspect of culture. Research results. In the Ballad About a Comrade by A.T. Tvardovsky, the structure of the ballad’s dialogue-role triangle is modified. While maintaining the functions of the world order (the war front) and the mobile hero (a wounded soldier, whose image can be traced back to the dead soldier of the ballads on the plot of Burger’s Lenore), the position of the hero making a fatal choice has been significantly changed. In this case, the choice of the heroine is dictated rather by an epic-heroic task and cannot qualify as self-affirmation in the spirit of tragedy. Conclusion. In the poem under consideration, elements of epic, ballad and elegy coexist, giving the theme of memory, so significant for Tvardovsky, a deep historical and poetic retrospective and architextuality.
Журнал: Сибирский филологический форум
Выпуск журнала: № 4
Номера страниц: 125-133
ISSN журнала: 25877844
Место издания: Красноярск
Издатель: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева