Триггерные высказывания в новостном интернет-дискурсе: опыт экспериментального исследования : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2024

Идентификатор DOI: 10.21638/spbu22.2024.402

Ключевые слова: speech impact, Trigger Statement, linguistic markers of trigger, news discourse, речевое воздействие, триггерное высказывание, лингвистические маркеры триггерности, новостной дискурс

Аннотация: Проблема взаимосвязи речевого поведения и вызываемых эмоций («страстей» по М. В. Ломоносову) обсуждается в науке со времен Античности, однако оказывается вне поля лингвистических исследований. Исключением являются работы в области эмотивной лингвистики, в которых воздействие речи на человека анализируется в лингвоэкологическом аспеПоказать полностьюкте. Названная проблема особенно актуальна для медиалингвистики. В новостные тексты, «несущую опору» массмедийного дискурса, проникают рекламные и иные технологии, влияющие на эмоциональный аккомпанемент восприятия фактов. Статья знакомит с результатами пилотного критического эксперимента, проведенного с использованием компьютерной программы Doccano и направленного на выявление триггерных высказываний в новостном интернет-дискурсе. Триггерными названы высказывания, вызывающие ассоциативные и эмоциональные переживания, которые могут способствовать переосмыслению какого-либо события, явления и/или мотивировать на совершение того или иного действия, поступка. Цель исследования состоит в их комплексном лингвистическом описании. В результате статистического анализа полученной базы сделаны выводы о разной частотности триггерных высказываний в зависимости от вызываемой эмоции, разной степени триггерности высказываний, возможности выявления с помощью предложенной методики наиболее триггерных медиатопиков новостного дискурса. Обозначены контекстуальные маркеры триггерности, дана их классификация в зависимости от индуцируемой эмоции. Роль таких маркеров выполняют определенные повторяющиеся словесные формулы (слова, сочетания слов или фразы). Они выявлены на основе совпадения эмоциональной реакции не менее чем трех респондентов. Таким образом, триггерные высказывания в новостном интернет-дискурсе определенного периода времени охарактеризованы в статистическом, тематическом и инструментальном аспектах. The problem of the relationship between speech behavior and evoked emotions (“passions” according to M. V. Lomonosov) has been a topic of discussion in science since ancient times, but it has largely remained outside the field of linguistic research. The exception is works in the field of emotive linguistics, in which the impact of speech on a person is analyzed in a linguoecological aspect. This issue is particularly relevant for media linguistics, as advertising and other techniques that affect the emotional component of factual perception are increasingly present in news texts, serving as a “supporting pillar” for mass media discourse. The authors of this article present the results of a preliminary critical experiment conducted using the Doccano computer software, which aimed to study trigger statements in Internet news discourse. They consider statements triggering associative and emotional experiences that can contribute to rethinking an event or phenomenon and motivate them to commit an action or deed. The aim of the research is their complex linguistic description. As a result of the statistical analysis of the obtained database, several conclusions were drawn regarding the frequency of trigger statements depending on the evoked emotion, the degree of impact of these statements, and the possibility of identifying the most triggering media types of news discourse using the proposed methodology. Some contextual markers of trigger are indicated, and their classification is given depending on the induced emotion. The role of such markers is performed by certain verbal formulas (words, combinations of words or phrases) that are repeated in different trigger statements. Verbal formulas (markers) of trigger were identified based on the coincidence of the emotional reaction of at least three respondents. Thus, trigger statements in the Internet news discourse of a certain period of time are characterized in statistical, thematic and instrumental aspects.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Медиалингвистика

Выпуск журнала: Т. 11, 4

Номера страниц: 433-447

ISSN журнала: 23120274

Место издания: Санкт-Петербург

Издатель: Васильева В.В.

Персоны

Вхождение в базы данных