Использование учебника иностранного языка для формирования личности инженера-профессионала в техническом вузе

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2024

Идентификатор DOI: 10.20323/1813-145X-2024-5-140-191

Ключевые слова: textbook of a foreign language, professional personality of an engineer, step-by-step formation, professionally significant competencies, foreign language training system, project activity, modeling of production situations, учебник иностранного языка, профессиональная личность инженера, поэтапное формирование, профессионально значимые компетенции, система иноязычной подготовки, проектная деятельность, моделирование производственных ситуаций

Аннотация: В статье рассматриваются особенности создания учебника по иностранному языку в рамках поэтапного формирования профессиональной личности инженера в учебно-познавательной (уровень бакалавриата), научно-практической (уровень специалитета / магистратуры) и научно-исследовательской (уровень аспирантуры) деятельности. Понятие «профессионПоказать полностьюальной личности инженера» дополняет такие концепты освоения предметно-специализированной деятельности через систему языка, как «вторичная языковая личность» (И. И. Халеева), «языковая личность в рамках профильного обучения иностранному языку» (Л. А. Милованова), «вторичная языковая деловая личность» (Т. Н. Астафурова), «профессионально ориентированная вторичная языковая личность» (М. Г. Евдокимова), «вторичная коммуникативная профессиональная личность» (Н. П. Хомякова), которые сочетают не только изучение системы языковых норм, но и обучение профессиональному общению, способствующему взаимодействию и взаимопониманию партнеров по межкультурной коммуникации. Учебник иностранного языка в процессе поэтапного формирования профессиональной личности инженера учитывает развитие профессионально значимых компетенций будущего инженера, регламентируемых в нормативно-правовых документах, включая умение использовать иностранные источники информации, проводить техническое обслуживание иностранного оборудования, составлять отчетные документы и понимать техническую документацию на иностранном языке для компетентного решения задач, соответствующих образовательному уровню студента инженерного профиля. По мнению автора, эффективный учебник должен содержать упражнения, моделирующие учебно-познавательные, научно-производственные и научно-исследовательские задачи в техническом вузе с включением аутентичных аудио- и видеоматериалов, контрольно-измерительных материалов и тестов. Такое заключение подтверждается представленными в статье результатами анализа учебников иностранного языка, разработанных и апробированных коллективом кафедры иностранных языков для инженерных направлений Сибирского федерального университета. Согласно позиции автора статьи, при создании учебников иностранного языка следует учитывать будущую инженерную специальность студентов в системе иноязычной подготовки, с опорой на принцип непрерывности профессионального образования. The features of creating a textbook on a foreign language (FL) are under precise consideration in the process of stage-by-stage formation of the professional personality of an engineer in educational and cognitive (undergraduate level), scientific and practical (specialist/master's level) and research (postgraduate level) activities. The concept of «professional personality of an engineer» complements such concepts of mastering subject-specific activities through the language system as «secondary linguistic personality» (I. I. Khaleeva, 1989), «linguistic personality within the framework of specialized foreign language teaching» (L. A. Milovanova, 2005), «secondary linguistic business personality» (T. N. Astafurova, 1997), «professionally oriented secondary linguistic personality» (M. G. Evdokimova, 2007), «secondary communicative professional personality» (N. P. Khomyakova, 2011), which combine not only the study of a system of language norms, but also training in professional communication that promotes interaction and mutual understanding between partners in intercultural communication. A foreign language textbook in the process of gradual formation of the professional personality of an engineer takes into account the development of professionally significant competencies of the future engineer, regulated in regulatory documents, including the ability to use foreign sources of information, carry out maintenance of foreign equipment, draw up reporting documents and understand technical documentation in a foreign language for competent solution of problems corresponding to the educational level of an engineering student. According to the author, an effective textbook should contain exercises that simulate educational-cognitive, scientific-production and research tasks in a technical university with the inclusion of authentic audio and video materials, test materials and tests in a foreign language textbook. This conclusion is accompanied by the results of the analysis of foreign language textbooks presented in the article, designed and tested by the team of the Department of Foreign Languages for engineering of Siberian Federal University. According to the position of the author of the article, when creating foreign language textbooks, the future engineering specialty of students in the system of foreign language training should be taken into account, taking into account the principle of continuity of professional education, as well as the updated global context required for the level of foreign language proficiency, the personal needs of students and the labor market.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Ярославский педагогический вестник

Выпуск журнала: 5

Номера страниц: 191-199

ISSN журнала: 1813145X

Место издания: Ярославль

Издатель: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Персоны

  • Воног Вита Витальевна (Сибирский федеральный университет)

Вхождение в базы данных