Мобильные технологии в обучении математике : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2024

Идентификатор DOI: 10.21686/1818-4243-2024-3-35-45

Ключевые слова: mobile technologies, teaching mathematics to students, networked generation, social services, мобильные технологии, обучение математике студентов, сетевое поколение, социальные сервисы

Аннотация: Цель. В статье рассматриваются вопросы применения мобильных технологий при обучении математике студентов инженерных направлений. Актуальность работы обусловлена необходимостью введения новых методов и средств обучения в связи с все большей интеграцией мобильных технологий во все области жизнедеятельности, интересами и особенностямиПоказать полностьюнового, сетевого поколения обучаемых, ограниченностью возможностей применения инновационных методов и средств обучения математике из-за проведения занятий не в компьютерном классе.Материалы и методы. Особенность данного исследования заключается в том, что интеграция мобильных технологий в процесс обучения математике рассматривается как система трех компонентов: технологический, информационный и социальный, анализ которых позволил получить ответы на исследовательские вопросы: где и как следует применять мобильные устройства при изучении математики; какие мобильные приложения обеспечат наиболее эффективное изучение дисциплины; как следует организовать учебный процесс с применением мобильных технологий для повышения интереса и мотивации к изучению математики.Результаты. К основным причинам отсутствия интереса к изучению математики и низкой мотивации можно отнести высокий уровень абстракции дисциплины и особенности современного, сетевого поколения студентов. Анализ научных источников и собственные наблюдения позволили выделить такие их характеристики, как проблемы с пониманием сложного и длинного текста, способность легко читать с маленького экрана и параллельно обрабатывать информацию, выбор звука и изображений вместо текста, желание краткосрочного обучения и мгновенных результатов, отношение к мобильным устройствам как жизненно необходимым предметам. Учитывая интересы и пожелания обучаемых, и опираясь на дидактические возможности мобильных технологий, в работе предложены мобильные приложения для изучения разных тем математического курса, варианты заданий, способствующие повышению мотивации, развитию навыков работы в группе и цифровой грамотности. Показана важность и эффективность применения социальных сервисов для визуализации математических понятий и схем вычислений, а также мессенджеров, на примере WhatsApp, для мгновенного обмена сообщениями между студентами и получения своевременной индивидуальной и групповой консультации преподавателя. Важной характеристикой мессенджера отмечено наличие видео связи.Заключение. Анализ научной литературы, изучение требований работодателей и интересов современного, сетевого поколения студентов, обозначили необходимость интеграции мобильных технологий в процесс обучения математике. Работа с разными группами и по уровню математических знаний, и по уровню владения мобильными технологиями позволила выявить и наметить пути решения основных вопросов применения мобильных технологий при обучении математике. При ограниченном времени на изучение математики преподавателю сложно выделить дополнительное время на представление возможностей и эффективности мобильных приложений. В качестве решения данного вопроса может быть включение раздела «Мобильные технологии» в курс, связанный с изучением информационно-коммуникационных технологий. Отмечено, что групповая работа также способствует более эффективному изучению возможностей и приемов работы с мобильными приложениями. Purpose. The article discusses the use of mobile technologies in teaching mathematics to engineering students. The relevance of the paper is due to the need to introduce new methods and means of teaching in connection with the increasing integration of mobile technologies into all areas of life, the interests and characteristics of the new, networked generation of students, the limited possibilities of using innovative methods and means of teaching mathematics due to the conduct of classes outside the computer lab.Materials and methods. The peculiarity of this study is that the integration of mobile technologies into the process of teaching mathematics is considered as a system of three components: technological, informational and social. The analysis of these components made it possible to obtain answers to research questions: where and how mobile devices should be used when studying mathematics; what mobile applications will provide the most effective learning of the discipline; how to organize the educational process using mobile technologies to increase interest and motivation in learning mathematics.Results. The main reasons for the lack of interest in studying mathematics and low motivation include the high level of abstraction of the discipline and the characteristics of the modern, networked generation of students. Analysis of scientific sources and our own observations made it possible to identify such characteristics as problems with understanding complex and long text, the ability to easily read from a small screen and process information in parallel, the choice of sound and images instead of text, the desire for short-term learning and instant results, and attitude towards mobile devices as vital items. Taking into account the interests and wishes of students, and relying on the didactic capabilities of mobile technologies, the paper proposes mobile applications for studying various topics of a mathematical course, assignment options that help increase motivation, develop group work skills and digital literacy. The importance and effectiveness of using social services for visualizing mathematical concepts and calculation schemes, as well as the WhatsApp messenger for instant messaging between students and receiving timely individual and group consultation from a lecturer, is shown. An important characteristic of the messenger is the presence of video communication.Conclusion. The analysis of scientific literature, the study of the requirements of employers and the interests of the modern, networked generation of students, indicated the need to integrate mobile technologies into the process of teaching mathematics. Working with different groups in terms of both the level of mathematical knowledge and the level of proficiency in mobile technologies made it possible to identify and outline ways to solve the main issues of using mobile technologies in teaching mathematics. With limited time to study mathematics, it is difficult for a lecturer to allocate additional time to present the capabilities and effectiveness of mobile applications. A solution to this issue may be to include a section “Mobile Technologies” in a course related to the study of information and communication technologies. It is noted that group work also contributes to a more effective study of the capabilities and techniques of working with mobile applications.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Открытое образование

Выпуск журнала: Т. 28, 3

Номера страниц: 35-45

ISSN журнала: 18184243

Место издания: Москва

Издатель: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Персоны

Вхождение в базы данных