Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.17513/snt.40194
Ключевые слова: methodology, polyparadigmality, reflexive approach, pedagogical research, методология, полипарадигмальность, рефлексивный подход, педагогические исследования
Аннотация: Целью исследования является обоснование необходимости расширения традиционной для педагогических исследований методологической базы представлением в ней рефлексивного подхода в силу его значимости при рассмотрении проблем развития личности обучающегося в процессе образования, в том числе и осуществлять самоанализ деятельности с точПоказать полностьюки зрения качественной оценки её результатов и своего саморазвития как субъекта этой деятельности. Достижение поставленной цели осуществлялось с использованием теоретических методов исследования, материалов публикаций, относящихся к обозначенной проблеме, их критического анализа, позволяющего предъявить позицию авторов статьи, использовались также общенаучные методы (анализ, синтез, классификация, обобщение и др.). Контент-анализ текстов научных источников позволил конкретизировать основные понятия: методология, рефлексия, полипарадигмальность, рефлексивный подход. Результатом, представленным в данной работе, является обоснованность и необходимость использования рефлексивного подхода как общенаучного в условиях полипарадигмальности для обеспечения его достоверности выполненного исследования; уточнены понятия, позволяющие осуществлять разработку теоретических вопросов концептуального развития теории и практики образования; обозначен спектр педагогических задач, которые могут быть решены с использованием рефлексии как акта развития обучающегося на основе осмысления деятельности для её совершенствования и их личного развития в образовании. Представленная статья актуализирует необходимость педагогических исследований в контексте развития теории и практики рефлексивного подхода, в частности развития соответствующей компетентности и стиля мышления обучающихся, а также педагогических условий, способствующих этим процессам. The purpose of the study is to substantiate the need to expand the traditional methodological base for pedagogical research by introducing a reflexive approach due to its importance when considering the problems of developing a student’s personality in the educational process, including self-analysis of activities from the point of view of a qualitative assessment of their results and their self-development as a subject of this activity. The achievement of this goal was carried out using theoretical research methods, publication materials related to the designated problem, their critical analysis, which allows presenting the position of the authors of the article, general scientific methods (analysis, synthesis, classification, generalization, etc.) were also used. Content analysis of the texts of scientific sources made it possible to specify the main concepts: methodology, reflection, polyparadigmality, reflexive approach. The result presented in this work is the validity and necessity of using the reflexive approach as a general scientific one in the context of polyparadigmality to ensure the reliability of the completed study; concepts that allow the development of theoretical issues of the conceptual development of the theory and practice of education have been clarified; The range of pedagogical tasks that can be solved using reflection as an act of development of the learner based on understanding of the activity for its improvement and their personal development in education is designated. The presented article actualizes the need for pedagogical research in the context of development of the theory and practice of the reflective approach, in particular, development of the corresponding competence and style of thinking of learners, as well as pedagogical conditions that contribute to these processes.
Журнал: Современные наукоемкие технологии
Выпуск журнала: № 10
Номера страниц: 195-199
ISSN журнала: 18127320
Место издания: Москва
Издатель: ООО "Издательский дом "Академия естествознания"