Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.21638/2782-1943.2023.11
Ключевые слова: identity, polyethnic and multicultural society, ecology of language, indigenous languages, language policy, идентичность, полиэтническое и мультикультурное общество, экология языка, языки коренного населения, языковая политика
Аннотация: The article features Aboriginal languages of Australia through a wider sociocultural issues and sociopolitical events from a diachronical perspective. Although there is a growing literature on multiculturalism and multilingualism in contemporary Australia, there are few studies on indigenous languages and their social functions thrПоказать полностьюoughout a rather short history of Australia as a young state in the South Pacific region. This study identifies the aim to focus on multi-component and heterogeneous character of national language policy and planning of Australia and to translate it into a set of objectives: to reflect a social and functional differentiation of indigenous languages; to reveal a controversial social attitude of white Australian population towards local languages and cultures which tailored in their extermination. The paper adds to existing research through a description of a number of issues related to attitudes of institutionalized bodies towards Aboriginal languages and cultures and their political decisions in the frames of the national language policy development by the end of 1980s. Linguistic and historical overviews on indigenous peoples, having been collected and presented by enthusiasts: linguists, topographers, clergymen and police officers in 19th-20th centuries, cemented a sociocultural profile of Australian identity and charted the evolution of attitudes towards Aboriginals and their languages. Along the broad continuum, the research literature shows a link not only between language and culture but also between language and identity. National Language policy in Australia was adopted in 1987. Indigenous languages were placed among other groups of languages forming a rich palette. Unique ethnic profile of the Australian society as well as its linguistic diversity created traumatic controversies in the field of the Australian nation self-identification and ambiguous attitude to indigenous languages and cultures. The paper also investigates factors that had led to extermination and a complete death of the majority of Aboriginal languages. Currently, sociologists of language and political circles support language vitality and indigenous cultures. They maintain bilingual educational programs at schools, publishing primers and glossaries, legends and fairy tales. TV and radio broadcasting services support the feeling of being proud to be able to speak native indigenous languages in every day interactions, and promote their further use as a major means of in-family communication. Статья посвящена диахроническому рассмотрению роли и места языков коренного населения Австралии сквозь призму социокультурных факторов и политических процессов. Целью исследования является выявить многосоставный и гетерогенный характер формирования национальной языковой политики Австралии. На фоне политических решений институциональных структур отразить социальную и функциональную дифференциацию языков коренного населения; показать противоречивое общественное отношение со стороны белого населения к индигенным языкам и культурам, которое выразилось в ущемлении прав коренных народов и доведении их до истребления, что способствовало дальнейшему исчезновению аборигенных языков. В 1987 г. федеральным правительством Австралии были утверждены основные принципы языковой политики, одна из ключевых позиций была закреплена за языками коренного (аборигенного) населения. Уникальный этнический состав австралийского общества и языковое разнообразие породили болезненные противоречия в сфере самоопределения австралийской нации и неоднозначное отношение к функциональному статусу языков коренного населения. В настоящий период времени социологи языка и политические круги выступают за сохранение языков и культур. Эти меры включают: поддержание двуязычных образовательных программ в школах; выпуск печатной продукции: букварей, словарей, легенд и сказок, создание теле и радиопрограмм, а главное - культивирование чувства гордости за свой родной язык. Язык выступает символом идентичности народа. В связи с этим необходимо расширять возможности для использования коренных языков в повседневной коммуникации, а также способствовать их использованию в качестве языков внутрисемейного общения. Современные лингвисты используют богатый материал о языках аборигенов, собранный миссионерами и священнослужителями, топографами и полицейскими в 19-20 вв. Энтузиасты занимались полевыми исследованиями, создавали грамматические описания языков и составляли словники. В настоящее время правительство и общественность уделяет внимание сохранению языкового и культурного наследия аборигенного населения. Языки представляют собой составную часть интегрированной системы коммуникации и символизма. Экологическая перспектива учит рационально осознавать угрозу общему достоянию - языку. Именно поэтому социальные идеологии придают форму и устанавливают рамки языковой политики в полиэтническом и мультикультурном обществе, гарантируя при этом коренному населению право принятия решений по всем вопросам функционирования родных языков и поддержания их витальности на всех уровнях.
Номера страниц: 135-145
Место издания: Санкт-Петербург