Тип публикации: диссертация
Год издания: 2024
Ключевые слова: торговая сеть, кластер, механизм обеспечения конкурентоспособности, услуги в товаропотоке, конкурентоспособность торговой сети, услуги
Аннотация: В диссертационном исследовании разработан кластерный механизм обеспечения конкурентоспособности торговой сети в регионе. Определена структура и содержание элементов кластерного механизма обеспечения конкурентоспособности торговой сети, разработаны показатели оценки эффективности сетевых взаимодействий в кластерной модели оказания Показать полностьюуслуг в торговой сети, разработана модель кластерного механизма обеспечения конкурентоспособности торговой сети в условиях интеграции процессов оптовой и розничной торговли. Проведен анализ эволюции структуры услуг в товаропотоке торговых сетей, что позволило, во-первых, на основе исследования эволюционных этапов развития торговых сетей, а также изучения взаимодействий оптового и розничного звеньев торговой сети в цепочке прироста ценности конкретизирован комплекс и содержание услуг в товаропотоке торговой сети как объект управления в механизме обеспечения ее конкурентоспособности, включающий: «1. Формирование ассортимента»; «2. Взаимоотношения и взаимодействия с поставщиками»; «3. Закуп товара»; «4. Приёмка товаров»; «5. Обеспечение хранения товаров»; «6. Транспортировка»; «7. Подготовка осязаемого товара к продаже»; «8. Проведение учетных процедур»; «9. Проектирование мест продажи»; «10. Выкладка товаров»; «11. Реализация осязаемого товара». Во-вторых, выделенные эволюционные этапы развития торговых сетей показали изменение в торговой сети количества услуг в товаропотоке и их содержания как ответ на изменение условий конкурентности на рынке. В результате анализа современных условий оказания услуг подтверждена актуальность группы повышения конкурентного преимущества в эффективности услуг в товаропотоке торговых сетей, таких как: партнерство с поставщиками; механизм работы с претензиями потребителей; комплексность услуги и её востребованность; способность быстрого реагирования на постоянно изменяющийся рынок технологий и организационных нововведений. Обосновано изменение содержательности услуг, а также появление новых более сложных услуг. Можно отметить, что торговые сети инициируют процесс взаимопроникновения отраслей, по существу, интеграцию участников цепочки прироста ценности, что усложняет содержание услуг в товаропотоке. Обосновано, что обеспечение конкурентоспособности торговой сети заключается в создании и развитии конкурентных преимуществ в эффективности услуг в товаропотоке. В результате анализа корреляции форматов торговых сетей и видов услуг выявлено, что современная практика обеспечения конкурентоспособности в торговых сетях сосредоточена на форматировании своих магазинов и расширении масштаба торговой сети. Акцентировано значение эффективности деятельности торговой сети как фактора обеспечения конкурентоспособности. Предложен способ комплексной оценки конкурентоспособности торговой сети, в результате которой проведен критический анализ подходов к определению показателей эффективности. Это позволило сформировать способ локализации показателей эффективности конкретных видов услуг в товаропотоке торговых сетей. Доказано, что цены услуг торговли входят в розничную цену товара, которая выступает мерой обмена во взаимодействии покупателя и торговой сети и обеспечивает для торговой сети получение дохода, расходов и прибыли до налогообложения. Представлено авторское определение эффективности услуг в товаропотоке торговой сети как деятельности торговой сети по достижению поставленных целей товаропотока, которая оценивается с помощью комплексной системы показателей различных звеньев структуры торговой сети. Доказано, что необходимо декомпозировать прибыль до налогообложения с точки зрения целей товаропотока и выделить расходы на каждый вид услуг, чтобы определить их вклад в комплексную оценку конкурентоспособности торговой сети. Выявлены особенности услуг на разных этапах продвижения товара к потребителю. Предложено использовать объём услуг в товаропотоке как основу для классификации форматов оказания услуг. Этот подход применим и для онлайновой формы оказания услуг торговыми сетями. В процессе диссертационного исследования проведена дифференциация комплекса услуг современной торговой сети относительно интересов потребителя: 1) услуги в товаропотоке до реализации в магазине; 2) услуги в товаропотоке при реализации в магазине. Определена структура услуг, формирующих расходы торговой сети в бизнес-процессах оптовой и розничной торговли, выделены уровни управления эффективностью услуг торговой сети. Установлено, что основная часть услуг в товаропотоке осуществляется предварительно, до реализации товара в магазине. Обоснована комплексность оценки эффективности услуг в товаропотоке. Представлена интегральная модель целей торговой сети для обеспечения ее конкурентоспособности, взаимоувязанных с требованиями потребителя. Разработана комплексная система показателей оценки конкурентоспособности торговой сети, включающая комплексный показатель оценки конкурентоспособности торговой сети по прибыли до налогообложения и показатели эффективности услуг в товаропотоке. В разработанных формулах учтены факторы, влияющие на обеспечение конкурентоспособности торговой сети. Показано, что услуги торговых сетей представляют собой скоординированный комплекс бизнес-процессов, что позволяет разделить показатели по группам в соответствии с моделью управления процессом. Определен ресурсный элемент механизма обеспечения конкурентоспособности торговой сети в регионе – сетевые взаимодействия между кластерами. Разработана кластерная модель оказания услуг в товаропотоке торговых сетей, выделены кластеры по видам услуг в товаропотоке при создании продукта. Признаком кластеризации принят вид услуги в товаропотоке. Изменена формула прибыли до налогообложения торговой сети с учетом кластерного механизма оказания услуг. Представлена концепция комплексной оценки конкурентоспособности торговой сети с учетом интеграции участников цепочки прироста ценности и вклада каждого вида услуг в эффективность на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях управления эффективностью конкретных видов услуг в товаропотоке торговых сетей. Установлены целевые значения разработанной комплексной системы показателей, оценивающих уровень достижения поставленных целей торговой сети. Разработана модель механизма повышения эффективности услуг в товаропотоке торговой сети, которая позволяет координировать и интегририровать все элементы повышения эффективности услуг в товаропотоке торговой сети, такие как анализ эффективности, идентификация проблем эффективности, выбор методов повышения эффективности, разработка мероприятий по повышению эффективности и мониторинг эффективности в кластерах. Структурированы методы повышения эффективности услуг в товаропотоке. Разработан метод многоуровневого анализа показателей эффективности услуг в товаропотоке для формирования системы ключевых показателей на каждом из уровней услуг. Создан алгоритм оценки конкурентных преимуществ торговой сети для разработки решений повышения эффективности кластера. Полученные научные результаты апробированы при решении задачи по разработке мероприятий для реализации модели и повышения значений показателей эффективности услуг в товаропотоке торговой сети «Командор» с использованием метода бенчмаркинга, что позволило конкретизировать и оценить практическую роль разработанного механизма обеспечения конкурентоспособности торговой сети, разработать мероприятия по внедрению механизма обеспечения конкурентоспособности торговой сети в регионе Российской Федерации. Таким образом, разработанный в диссертации кластерный механизм обеспечения конкурентоспособности торговой сети в регионе на основе структурирования услуг в товаропотоке в цепочке прироста ценности торговой сети позволил достичь цели диссертационного исследования.