Поколения университетов: особенности культивируемых типов мышления. Каким будет мышление в Университете 4.0? : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2024

Идентификатор DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-95-122

Ключевые слова: university generations, university 4.0, cognitive institute, types of thinking, foundations of practices, поколения университетов, университет 4.0, когнитивный институт, типы мышления, основания практик

Аннотация: Университет рассматривается в исторической ретроспективе и перспективе как когнитивный институт общества, обеспечивающий воспроизводство и развитие мышления. В качестве базового используется концепт «поколение университетов». В истории выделяются три поколения университетов (схоластический, исследовательский, предпринимательский); Показать полностьюуниверситет будущего можно рассматривать как университет четвёртого поколения («когнитивный университет»). Университеты разных поколений культивировали различные исторические типы мышления. Типы мышления предлагается определять через характерные для них «предметы», «способы» и «интенции». Особенность университета как когнитивного института состоит в том, что он работает на уровне оснований - создаёт и воспроизводит основания картин мира и общественных практик. Это могут быть онтологические, ценностные, социопрактические, антропологические основания систем знаний и практик. Базовая гипотеза исследования: университет четвёртого поколения будет культивировать методологическое мышление («мышление о мышлении»), его ключевой задачей будет формирование коллективных и гибридных (с участием искусственного интеллекта) интеллектов, создание технологий их работы. Деятельность Университета 4.0 будет направлена на разработку оснований новых практик (онтологических, ценностных, этических, антропологических) и создание прецедентов этих практик. The university is considered in historical retrospect and perspective as a cognitive institution of society that ensures the reproduction and development of thinking. The concept of “university generation” is basic for the study. Three generations of universities are distinguished in history (scholastic, research, entrepreneurial); the university of the future is considered as a fourth-generation university (“cognitive university”). Universities of definite generations developed specific historical types of thinking. It is proposed to define types of thinking through their characteristic “objects”, “methods” and “intentions”. The peculiarity of the university as a cognitive institution is that it works at the level of foundations - it creates and reproduces the foundations of worldviews and social practices. These can be ontological, value-based, socio-practical, anthropological foundations of knowledge systems and practices. A hypothesis is proposed: the fourth generation university will cultivate methodological thinking (“thinking about thinking”), its key objective will be the formation of collective and hybrid (including AI) intelligences, and the development of technologies for their work. The activities of University 4.0 will be aimed at creating the foundations of new practices (ontological, value-based, ethical, anthropological) and setting precedents for these practices.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Высшее образование в России

Выпуск журнала: Т. 33, 8-9

Номера страниц: 95-122

ISSN журнала: 08693617

Место издания: Москва

Издатель: Ассоциация технических университетов, Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова

Персоны

Вхождение в базы данных