Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.32362/2500-316X-2024-12-5-98-110
Ключевые слова: digitalization, digital transformation, data-driven management, educational process, student, teaching staff, educational program, learning analytics, цифровизация, цифровая трансформация, управление на основе данных, образовательный процесс, обучающийся, профессорско-преподавательский состав, образовательная программа, учебная аналитика
Аннотация: Objectives. The research aims to develop a conceptual approach to the digital transformation of university educational processes. The approach is based on a detailed analysis of the stages, participants, and components of the educational process at universities in order to develop a roadmap for digitalization and the development ofПоказать полностьюa datadriven educational process management system. The main objectives of digital transformation are: (1) improve convenience for all groups of end users by providing access to data and operations with data related to the educational process; (2) increase the transparency of all components of the educational process; (3) release human and time resources by minimizing routine operations and improving the quality of decisions. The development of a data-driven educational process management system is based on digital culture principles of process management, which imply that the data collected in university systems are consistent, organized into a single structure. and stored in a form convenient for the development of new digital services. The development of tools for intelligent decision support and learning analytics is executed cooperatively by developers, analysts, and end users at all levels.Methods. The research considers the work experience of the authors and their colleagues in Russian and international universities as users of information systems and services, developers of educational analytics services, and managers at various levels, as well as the stages of university digital transformation.Results. The proposed conceptual approach increases comprehension by setting goals and organizing the planning of digital transformation processes in education. As well as providing a detailed description of the major participants and components of the educational process, comprising students, teachers and educational programs, the article discusses data selection criteria.Conclusions. The development of a conceptual approach for creating a data-driven educational process management system at a university is becoming a priority task, whose successful execution will underpin further university advancement and competitiveness. Цели. Целью работы является разработка концептуального подхода к цифровой трансформации образовательного процесса в вузе. В основе выбранного подхода лежит детальный анализ этапов, участников и компонентов образовательного процесса в вузе с целью выработки дорожной карты по его цифровизации и созданию системы управления образовательным процессом на основе данных. Основными задачами цифровой трансформации являются: повышение удобства доступа к данным и работы с данными, относящимися к образовательному процессу, для всех групп конечных пользователей; повышение прозрачности всех составляющих образовательного процесса; высвобождение человеко-временных ресурсов за счет минимизации рутинных операций и повышения качества принимаемых решений. В основе создания системы управления образовательным процессом на основе данных лежат принципы цифровой культуры управления процессами, которые подразумевают, что собираемые в университетских системах данные упорядочены в единую структуру, согласованы между собой, непротиворечивы и хранятся в виде, удобном для разработки новых цифровых сервисов. Разработка инструментов интеллектуальной поддержки принятия решений и учебной аналитики ведется в тесном взаимодействии разработчиков, аналитиков и конечных пользователей всех уровней.Методы. В работе использован опыт работы авторов и их коллег в российских и зарубежных вузах в качестве пользователей информационных систем и сервисов, разработчиков сервисов учебной аналитики и руководителей разного уровня. Приведены этапы цифровой трансформации организации.Результаты. Предложен концептуальный подход к пониманию, постановке целей и планированию процессов цифровой трансформации образовательного процесса. Подробно описаны данные основных участников и составляющих образовательного процесса: обучающихся, преподавателей и образовательных программ, необходимые для управления вузом на основе данных; аргументирован их отбор.Выводы. Разработка концептуального подхода для создания системы управления образовательным процессом на основе данных в вузе становится приоритетной задачей, от качества решения которой во многом будут зависеть развитие и конкурентоспособность университета в будущем.
Журнал: Russian Technological Journal
Выпуск журнала: Т. 12, № 5
Номера страниц: 98-110
ISSN журнала: 27823210
Место издания: Москва
Издатель: МИРЭА-Российский технологический университет