Условия и перспективы пароходного сообщения на Енисее в XIX веке (по материалам докладной записки А.Н. Гадалова) : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2024

Идентификатор DOI: 10.13187/bg.2024.3.1373

Ключевые слова: Yenisei, Kara Sea, northern sea route, merchants, shipping company, project, Minusinsk, енисей, карское море, северный морской путь, купечество, пароходство, проект, Минусинск

Аннотация: Со времени включения сибирских земель в состав Российского государства сельскохозяйственное и промышленное развитие этого региона сдерживалось отсутствием надежных транспортных коммуникаций. Наиболее доступными транспортными коммуникациями в XIX веке в Сибири представлялись реки ввиду их многочисленности, протяженности, близости к местам хозяйственной деятельности населения. Купцы и промышленники Енисейской губернии во второй половине XIX веке все чаще поднимали вопрос о развитии пароходного сообщения на Енисее как необходимого условия для успешного хозяйственного и культурного развития региона. Также в перспективе рассматривался вопрос об использовании Северного морского пути для выхода на внешние рынки как европейской России, так и самой Европы. Объектом изучения данной статьи являются представления енисейского купечества, изложенные А.Н. Гадаловым в докладной записке министру финансов, о наиболее оптимальной форме организации пароходного сообщения на Енисее. Авторы отмечают, что развитие пароходных компаний не представлялось возможным без государственной помощи в виде правительственных пособий на компенсацию ряда расходов пароходных компаний. Это было связано с тем, что частные лица не могли в одиночку покрыть расходы, связанные с созданием и обслуживанием пароходства. Дальнейшее развитие пароходного сообщения требовало крупных капиталовложений, что к концу XIX - началу XX вв. привело к появлению товариществ и акционерных пароходных компаний. Также авторами отмечены предполагаемые опорные пункты водного пути в Карском море, рассмотрены факторы, влиявшие на успешность плавания и деятельность пароходства в целом. Since the inclusion of Siberian lands into the Russian state, the agricultural and industrial development of this region has been hampered by the lack of reliable transport communications. Rivers seemed to be the most accessible transport communications in the 19th century in Siberia, due to their large number, length, and proximity to places of economic activity of the population. Merchants and industrialists of the Yenisei province in the second half of the 19th century increasingly raised the issue of developing steamship traffic on the Yenisei - as a necessary condition for the successful economic and cultural development of the region. Also in the future, the issue of using the Northern Sea Route to enter foreign markets was considered: both European Russia and Europe itself. The object of study of this article is the ideas of the Yenisei merchants, outlined by A.N. Gadalov in a memo to the Minister of Finance on the most optimal form of organizing steamship traffic on the Yenisei. The authors note that the development of shipping companies was not possible without government assistance in the form of government benefits to compensate for a number of expenses of shipping companies, at least at the initial stage. This was due to the fact that private individuals could not alone cover the costs associated with the creation and maintenance of the shipping company. Further development of steamship communication required large capital investments, which towards the end of the 19th - beginning of the 20th centuries led to the emergence of partnerships and joint-stock shipping companies. The authors also noted the supposed strongholds of the waterway in the Kara Sea, and considered the factors that influenced the success of the voyage and the activities of the shipping company as a whole.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Былые годы

Выпуск журнала: 19

Номера страниц: 1373-1381

ISSN журнала: 20739745

Место издания: Washington DC

Издатель: Cherkas Global University

Персоны

Вхождение в базы данных