Личностные ресурсы и адаптационный потенциал иностранных студентов в российском университете: эмпирическое исследование : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2024

Идентификатор DOI: 10.57015/issn1998-5320.2024.18.3.15

Ключевые слова: adaptation of foreign students, personal resource, adaptive potential, university environment, diagnostics of foreign students, адаптация иностранных студентов, личностный ресурс, адаптационный потенциал, университетская среда, диагностика иностранных студентов

Аннотация: Работа направлена на выявление личностных ресурсов и определение адаптационного потенциала иностранных обучающихся в российских вузах на примере Сибирского федерального университета. Представлены материалы эмпирических исследований, полученные на выборке иностранных студентов 1-го курса Политехнического института СФУ. В исследованиПоказать полностьюях принимали участие 25 респондентов в возрасте 17-19 лет, из которых 20 % приходится на представительниц женского пола. География студентов представлена постсоветскими государствами Таджикистан, Казахстан и Узбекистан. Успешное обучение представителей других культур зависит от степени их адаптации к новым макро- и микросредам. Этому может способствовать адаптационная методика педагогической терапии. Но эффективность применяемых методов зависит от адаптационных ресурсов личности. Первостепенное значение для адаптации иностранных граждан к университетской среде являются ресурсы психологические и социальные. Для их определения использовались «Копинг-тест оценки поведения в трудной жизненной ситуации Лазаруса», «Тест эмоционального интеллекта Холла», «Тест КОТ», методика выявления коммуникативных и организаторских способностей, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», а также авторский опросник «Выявление адаптационных проблем». Полученные результаты позволяют говорить о том, что не все иностранные студенты имеют достаточный ресурсный потенциал для принятия новых условий пребывания и применяемые методики адаптации следует корректировать в зависимости от имеющихся психологических и социальных ресурсов. Гибкость адаптационной методики позволит мобилизовать личностные возможности и воздействовать на наиболее проблемные ситуации, препятствующие успешной адаптации в целом. The study aims to clarify personal resources and determine the adaptive potential of foreign students in Russian universities. The sample of the study consists of first-year international students of the Polytechnic School of SibFU. 25 respondents, aged 17-19 years old, were involved in the research, of whom 20 % are female. The geography of students is represented by the post-Soviet states of Tajikistan, Kazakhstan, and Uzbekistan. Successful training of foreigners depends on the level of their adaptation to new macro- and micro-environments. Adaptive methods of pedagogical therapy can contribute to this. But the effectiveness of the methods used depends on the individual adaptive resources. Psychological and social resources are of primary importance for this. In order to determine them, we have used the “Lazarus Coping Test for Assessing Behavior in a Difficult Life Situation”, “Hall’s Emotional Intelligence Test”, “Qualifying Test by V. N. Buzin and E. F. Vanderlick”, a method for identifying communicative and organizational abilities, a multi-level personal questionnaire “Adaptability”, and also, a questionnaire “Identification of Adaptive Problems” which was developed by the authors of the article. The results of the study suggest that not all foreign students have sufficient resource potential to accept a new environment. So, the adaptation methods should be adjusted depending on the individual psychological and social resources. The flexibility of the adaptation methodology allows one to mobilize personal capabilities and influence the most problematic situations that hinder successful adaptation in general.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Наука о человеке: гуманитарные исследования

Выпуск журнала: Т. 18, 3

Номера страниц: 157-167

ISSN журнала: 19985320

Место издания: Омск

Издатель: Омская гуманитарная академия

Персоны

Вхождение в базы данных