РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ С НЕЙРОНЕЧЕТКИМ ПРОГНОЗИРОВАНИЕМ ПЛОТНОСТИ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ ДЛЯ УКЛАДЧИКОВ : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2024

Идентификатор DOI: 10.17513/snt.40145

Ключевые слова: intelligent system, neuro-fuzzy network, paver, интеллектуальная система, нейронечеткая сеть, асфальтоукладчик

Аннотация: Цель работы - построение модели интеллектуальной системы автоматического контроля плотности асфальтобетонной смеси для укладчиков. Основные положения методологии, анализ и использование теоретических основ создания таких систем рассмотрены ранее в авторских публикациях. Рассматривается динамическая система дискретно-непрерывного прПоказать полностьюоцесса уплотнения асфальтобетонной смеси. В системе взаимодействуют элементы рабочего органа укладчика (трамбующий брус, вибрационная плита) и асфальтобетонная смесь. Дискретность проявляется в периодических ударных воздействиях на смесь элементами рабочего органа. Непрерывность процесса характеризуется изменением физико-механических свойств дорожного материала при уплотнении. Изменение свойств горячей асфальтобетонной смеси также зависит от многих переменных факторов: температуры окружающего воздуха; температуры смеси; качества смеси; структурной однородности распределения; температурной сегрегации; толщины слоя и др. Предложены четыре модели функциональных зависимостей показателей качества уплотнения от значимых переменных динамических параметров системы. Представлен алгоритм, реализующий предложенный метод, а также научные результаты, полученные на основе заданных переменных параметров полевого экспериментального исследования в реальных условиях строительства верхнего слоя асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги. Научные результаты получены в результате исследования на базе мультидоменного анализа данных переменных вибрационных параметров процесса уплотнения. The purpose of the work is to development of a model of an intelligent system for automatic monitoring of the density of asphalt concrete mixture for pavers. The main provisions of the methodology, analysis and use of the theoretical foundations for the creation of such systems were considered earlier in the author’s publications. A dynamic system of discrete-continuous compaction of asphalt concrete mixture is considered. In the system, the elements of the paver’s working body (tamper beam, vibrating plate) and the asphalt concrete mixture interact. Discreteness is manifested in periodic impact effects on the mixture by the elements of the screed. The continuity of the process is characterized by a change in the physical and mechanical properties of the road material during compaction. The change in the properties of the hot asphalt concrete mixture also depends on many variable factors: ambient air temperature; mixture temperature; the quality of the mixture; structural homogeneity of distribution; temperature segregation; layer thickness and others. Four models of functional dependencies of compaction quality indicators on significant variables of the dynamic parameters of the system are proposed. An algorithm that implements the proposed method is presented, as well as scientific results obtained on the basis of the specified variable parameters of a field experimental study in real conditions of construction of the upper layer of asphalt concrete pavement of a highway. Scientific results were obtained as a result of a study of variable vibration parameters of the compaction process based on multidomain data analysis.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Современные наукоемкие технологии

Выпуск журнала: 9

Номера страниц: 36-43

ISSN журнала: 18127320

Место издания: Москва

Издатель: ООО "Издательский дом "Академия естествознания"

Персоны

  • Прокопьев А.П. (ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»)
  • Большаков А.А. (ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»)

Вхождение в базы данных

  • РИНЦ (eLIBRARY.RU)
  • Список ВАК