Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Ключевые слова: Gao Xiaohua, modern Chinese painting, “scar art”, cultural identity, “rustic realism”, Гао Сяохуа, китайская масляная живопись XX века, «искусство шрамов», национальная идентичность, «деревенский реализм»
Аннотация: Статья посвящена личности и творчеству выдающегося современного китайского живописца Гао Сяохуа, представителя «сычуанской группы» художников Юго-Запада. Он получил известность в изобразительном искусстве КНР конца 1970-х гг. как «пионер» «живописи шрамов», развенчивающий трагические ошибки «Культурной революции». В дальнейшем Гао Показать полностьюСяохуа вошёл в плеяду молодых китайских мастеров юго-западного региона, развивающих в своём творчестве направление «деревенский реализм». На основе изучения и систематизации разрозненных сведений, сосредоточенных в китайских источниках, не переведённых на русский язык, в статье реконструируются основные этапы биографии Гао Сяохуа сквозь призму историко-политических событий эпохи. Авторы анализируют причины изменения творческого стиля художника на примере его репрезентативных работ, демонстрирующих процесс национализации масляной живописи в КНР 1980-х гг. Показано, что трансформация стиля Гао Сяохуа - это продукт исторического развития китайского изобразительного искусства после 1978 года и, в то же время, проявление субъективной воли мастера, оперативно отвечающего на социальные запросы времени. Результаты исследования способствуют более глубокому пониманию социальной природы художественной стратегии Гао Сяохуа, помогают расширить представление о личности и творчестве мастера, оказавшего большое влияние на развитие современной китайской живописи. The article is dedicated to the personality and work of the outstanding Chinese painter Gao Xiaohua, a representative of the “Sichuan group” of artists in the Southwest. He went down in the history of fine arts of the PRC in the late 1970s. as a “pioneer” of “scar painting”, uncompromisingly debunking the mistakes of the “Cultural Revolution”. Subsequently, he entered the galaxy of Chinese masters of the southwestern region, developing the direction of the “rustic realism” in his art work. Based on the study and systematization of disparate information concentrated in Chinese sources that have not been translated into Russian, this work reconstructs the main stages of the biography of the Gao Xiaohua through the prism of historical and political events of the era. The author analyzes the reasons for the change in creative style using the example of works of the Gao Xiaohua, demonstrating the process of nationalization of oil painting in the Chinese. The transformation of the style of Gao Xiaohua is shown to be a product of the historical development of Chinese fine art after 1978 and the manifestation of the subjective will of a master who promptly responds to social demands of time. The results of the study contribute to a deeper understanding of the social nature of the artistic strategy of Gao Xiaohua, help to expand the idea of the personality and work of the master who had a great influence on the development of modern Chinese painting.
Журнал: ARTE: Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского
Выпуск журнала: №2
Номера страниц: 125-137
ISSN журнала: 26871106
Место издания: Красноярск
Издатель: Сибирский государственный институт искусств им. Дмитрия Хворостовского