Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.25588/CSPU.2024.181.3.007
Ключевые слова: bibliotherapy, adaptation of international students, personal resources, university environment, целенаправленное цифровое чтение, адаптация иностранных студентов, личностные ресурсы, университетская среда
Аннотация: Введение. В статье описаны разработка и внедрение адаптационных методик для иностранных студентов в российском вузе. Целью работы является обосновать и практически доказать эффективность применения целенаправленного цифрового чтения как метода адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе. Материалы и методыПоказать полностью. Психолого-педагогический эксперимент проводился в три этапа. Диагностический этап включает в себя выявление уровня сформированности личностных ресурсов для оценки готовности испытуемых к адаптации в новых условиях жизнедеятельности, а также оценку адаптантами университетской среды. Формирующий этап заключается в проведении адаптационных занятий с применением специально подобранной цифровой литературы, воздействующей на психологическую, эмоциональную и социальную сферы, а также на интеллектуальное развитие и коммуникативные способности. Контрольный этап позволяет собрать повторные сведения об отношении адаптантов к университетской среде вуза и сравнить полученные данные. Результаты. Разработана программа адаптации иностранных студентов в российском вузе на основе метода целенаправленного цифрового чтения. В статье представлены результаты внедрения данной программы. Графическое изображение наглядно демонстрирует отличие данных, полученных до и после проведения формирующего этапа эксперимента. Сравнение данных проводилось по средним значениям. Согласно методике, чем выше значение, тем ниже степень принятия адаптантами окружающей действительности. После проведения адаптационных мероприятий напряженность респондентов в отношении университетской среды значительно снизилась. Обсуждение. Применение адаптационной методики на основе целенаправленного цифрового чтения способствует принятию иностранными студентами компонентов университетской среды: биологического, культурного, финансового, бытового, организационного, культурного, академического, языкового и коммуникативного. Согласно данным, полученным во время проведения контрольного этапа эксперимента, иностранные студенты проявляют социальную активность, принимают условия обучения, демонстрируют развитие личностных ресурсов, вырабатывают продуктивные механизмы адаптации и интегрируются в университетскую среду. Заключение. Делается вывод о том, что в результате применения целенаправленного цифрового чтения оказывается положительное воздействие на эмоциональную и психологическую сферы личности. Как следствие, происходит развитие личностных ресурсов, необходимых для преодоления адаптационных барьеров и установления социальных связей. Это позволяет говорить о целенаправленном цифровом чтении как об эффективном методе адаптации иностранных студентов в российском вузе. Основные положения: - определены критерии подбора цифровых литературных произведений для проведения адаптационных занятий с иностранными студентами; - выделены компоненты университетской среды, принятие которых обеспечивается с помощью чтения специально подобранной цифровой литературы; - представлена работающая практика по применению целенаправленного цифрового чтения как метода адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе. Introduction. The article explains the development and implementation of adaptation techniques for international students at Russian universities. The research aims to prove the effectiveness of targeted digital reading as a method of adaptation Of international students at a Russian university. Materials and methods. The experiment was carried out in three stages. The diagnostic stage identifies the level of personal resources needed to assess the readiness of the students to adapt to new living conditions. The university environment is assessed in terms of adaptive situations. The formative stage consists of adaptive classes by means of specially selected digital literature that affects the psychological, emotional, and social spheres, as well as intellectual development and communicative abilities. At the control stage, the collection of data about the university environment is repeated and compared. Results. A program for the adaptation of international students at a Russian university based on the method of targeted digital reading has been developed. The article presents the results of the implementation of this program. The graphic image demonstrates the difference between the data obtained before and after the formative stage of the experiment. The data were compared by means of averages. According to the methodology, the higher the value, the lower the degree of acceptance by adaptants of the surrounding reality. After the adaptation measures, the respondents' tension regarding the university environment decreased significantly. Discussion. The application of adaptive methods based on targeted digital reading contributes to the socialization of international students with the components of the university environment: biological, social, financial, household, organizational, cultural, academic, linguistic, and communicative. According to the data obtained during the control stage of the experiment, international students demonstrate social activity, accept learning conditions, show the development of personal resources, apply productive adaptation mechanisms, and integrate into the university environment. Conclusion. It is concluded that a positive impact on the emotional and psychological spheres of personality is considered to be the result of the use of targeted digital reading. There is a development of personal resources necessary to overcome adaptation barriers and establish social ties. This allows us to talk about targeted digital reading as an effective method of adaptation of foreign students at a Russian university. Highlights: The criteria for the selection of literature for adaptive classes with international students have been determined. The components of the university environment are defined, the adaptation to them is ensured by reading specially selected digital literature. The research reviewed the existing practice of applying targeted digital reading as a method of adaptation of international students to Russian universities.
Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета
Выпуск журнала: №3
Номера страниц: 141-159
ISSN журнала: 26189682
Место издания: Челябинск
Издатель: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет